Чем нас привлекают горы и вершины?

Снегом в конце апреля жителей гор не удивишь. Но для желающих подняться на самую высокую вершину Украины он стал еще тем препятствием.  
Друзья предложили пойти с ними в двухдневный поход на самую высокую вершину Украины — Говерлу. Готовились к походу недели за три-четыре. Купили билеты на поезд в Ивано-Франковск, одолжили у знакомых рюкзаки для похода. Ведь нужно с собой взять спальный мешок, палатку для ночевки, сменную одежду, продукты, воду и тому подобное. Как только мой рюкзак появился дома, мне сразу стало страшно — поднимусь ли я с ним на высоту более двух тысяч метров? Но это все пустяки. Мысль о том, что, наконец, побываю в горах, радовала и заставляла на определенное время забыть о тяжелой ноше. Забыть-то забыла, но буквально до того момента, пока рюкзак не очутился на моих плечах. Я едва донесла его до Киевского железнодорожного вокзала. И все же мечта о Карпатах взяла верх.

ЗА 350 МЕТРОВ ДО ВЕРШИНЫ

Ночь в поезде прошла достаточно быстро. Еще бодрые и веселые, мы перенесли свои вещи в автобус, который довез нас до городка Ворохта. Оттуда заказали еще один микроавтобус, чтобы добраться непосредственно к горам. Их мы увидели еще в дороге. Кстати, горы были в снегу (только теперь мы поняли, почему с нами в вагоне ехал мужчина со снегоступами). Вершины были полностью покрыты снежным ковром, и как потом проверили на себе — достаточно мощным. Забегу наперед и скажу, что в некоторых местах ноги утопали в сугробах по колени, а то и выше.
Быстро прошли контрольно-пропускной пункт, оставив здесь по 10 гривен с каждого (а было нас семеро). Когда начнется туристический сезон, здесь будут брать 20-25 гривен. Отдельно придется платить и за палатку (сейчас тариф 15 гривен). Регистрироваться на КПП нужно еще и для того, чтобы в момент несчастных случаев туристам могли помочь спасатели.
И вот, наконец, началось восхождение. Друг за другом двинулись по лесу, постепенно поднимаясь вверх. Чем круче становился подъем, тем чаще возникала мысль — долго ли еще идти, потому что ноги уже болят, увесистый рюкзак жмет в плечи, в кроссовки набилось полно снега…
Любоваться пейзажами успевала только на привалах, потому что оглядываться по сторонам во время движения просто боялась, чтобы не упасть, не поскользнуться и не погрязнуть в снегу (признаюсь, несколько падений все-таки было). К счастью, компания была дружелюбной. Все подбадривали друг друга, помогали пройти сложные места, например, мостики через реку, поэтому идти было весело.
Часа через два окончилась лесистая местность, и перед глазами появилась заснеженная гора. Еще не Говерла, а только ее, я бы сказала, предвершие, потому что для того, чтобы добраться на Говерловскую вершину, нужно сначала преодолеть гору, которая расположена прямо перед ней. И здесь началось самое сложное. Подъем стал настолько крутым, по-видимому, градусов 40, что я боялась смотреть вниз, потому что казалось: сейчас полечу туда с рюкзаком и все, плакала моя Говерла. Поэтому пыталась смотреть только вперед, шла боком, чтобы было не так скользко, но страшно было все ровно.
Кажется, что до вершины осталось не так много, почти рукой подать, и за каких-то полчаса должны взойти на нее. Но не суждено было. Руководитель нашей группы как опытный покоритель гор, так как в походах он с 10 лет, заверил: с рюкзаками на плечах, да еще по такому снегу и гололедице вершину нам не преодолеть. Не знаю почему, но никакого разочарования не почувствовала. Ну и что, если не поднялись на Говерлу с первого раза, будет повод вернуться сюда еще раз. Да и ноги настолько промокли, что хотелось побыстрее переодеться в сухое, чтобы не заболеть. Поэтому после короткой фотосессии на той высоте, которую удалось преодолеть, отправились назад. А до Говерлы нам осталось не так и много — метров 350, по времени это заняло бы минут 50 восхождения. А вообще, если погода хорошая, и нет никаких препятствий, подняться на гору можно часа за три.

НОЧЕВКА В КОЛЫБЕ

Еще когда поднимались в горы, увидели немного левее от нас горную долину. Там и решили разбить лагерь. Здесь нас ожидала приятная неожиданность: в горной долине стояла колыба — избушка, где летом живут пастухи. Избушка почти со всеми удобствами: с печью, четырьмя деревянными кроватями, правда, без света и воды. Но с водой в Карпатах, в отличие от Крыма, проблем нет. Куда не глянь — везде ручейки, потоки, источники. Поэтому колыба стала для нас настоящим оазисом, даже не знаю, где бы мы сушили одежду, где бы отогрелись, если бы не натолкнулись на нее.
Поскольку между местными жителями и туристами существует неписаное правило, что ночевать в колыбах разрешено путникам, решили этим воспользоваться. Ребята быстренько растопили печь, а мы, девушки, занялись приготовлением обеда или уже ужина, потому что было почти шесть часов вечера. Ждать, пока закипит вода для чая, нам пришлось не менее трех часов. А чего-то горяченького хотелось просто до умопомрачения. Поэтому заварили чай некипяченой водой, так как ждать было невмоготу. Кстати, до нас в колыбе, видимо, тоже побывали туристы, потому что нашли в избушке оставленную соль, приправы, сухие обеды. Мы тоже оставили некоторые продукты — благодарность хозяевам.
Утром собрались и отправились вниз. Шли уже совсем по другой дороге, которая вывела нас в Закарпатскую область (начинали свой маршрут с Ивано-Франковской). В этом и уникальность Говерлы, так как можешь подняться на нее в одном регионе, а спуститься в другом. И как рассказал нам местный водитель, был случай, что люди подъехали к подножию на собственной машине, оставили ее возле контрольно-пропускного пункта на Ивано-Франковщине, а спустились с горы на Закарпатье. Пришлось нанимать такси, чтобы забрать свое авто.
Чего только не сделают люди ради того, чтобы побывать в горах. Где бы вы еще увидели крокусы, которые пробиваются из-под снега, горные реки, которые преграждают вам путь, заставляя брести по воде, потому что мост разрушен, а нужно перейти на другой берег. Или леса, которые кажутся такими величественными, что просто захватывает дух.
Каждое лето посмотреть на горную красоту приезжают сотни туристов. Пока путешествовали по горам, встретили лишь нескольких. Но летом их здесь просто множество. Уверена на сто процентов, что половина из них остается завороженной горами и хочет вернуться сюда еще раз. Я тоже принадлежу к их числу. И хоть ноги, руки, плечи и все тело еще несколько дней болело от хождения и ношения рюкзака, все равно говорю себе — оно того стоит.

Инна ФИЛИПЕНКО, “День”