Закарпатье: Жители города Мукачево — прирожденные полиглоты

Об этом закарпатском городе вот уже больше века длится спор: откуда такое название – Мукачево? В честь землевладельца пана Мункачи, городской мельницы или от того, что жители долго терпели муки? Больше чем за тысячу лет истории Мукачево принадлежал то одному государству, то другому. Теперь здесь почти в каждой семье говорят как минимум на трех языках. О прирожденных полиглотах – Дживаншир Донагуев.
За Юлию Тимошенко цыгане закарпатского города Мукачево голосовали единогласно. Они надеялись, что с приходом «Леди Ю» в таборе появятся новые дома вместо деревянных халуп без электричества и водопровода. 10 человек в одной комнате, дым от печки-буржуйки – иногда от него тяжело дышать.
«Вынимаем из телевизора железо, алюминий, сдаем и получаем за это деньги», – говорит местный житель.
На центральной площади тележки с грудой мусора. Но в Мукачево на них не обращают внимания. Цыгане – одна из красок национальной палитры города. Венгры, румыны, немцы, арабы и евреи – более ста национальностей веками живут бок о бок друг с другом. За всю историю здесь не было ни одного межэтнического конфликта. Некоторые жители Мукачево пытаются сохранить традиции своего народа. Другие их утрачивают. Национальная самоидентификация – свободный выбор каждого человека.
«Я себя считаю венгром, фактически я сам выбрал себе эту национальность. Искусство направило меня в эту сторону», – говорит скульптор Петро Матл. У Петро Матла венгерские, словацкие и австрийские корни. Его жена – армянка по отцу и гречанка по матери. Сирануш ощущает себя только армянкой и надеется, что обычаи и культура ее народа будут так же близки и ее детям.
«Кровь – не вода. Я живу далеко от Армении, но во мне есть ощущение причастности к армянскому народу – то, что передается тысячелетиями через поколения», – признается Сирануш Матл.
В отличие от Сирануш азербайджанец Чингиз не стремится сохранять традиции предков. Он живет в Мукачево 25 лет, жена – немка. В их семье говорят на украинском, немецком и русском языках. Дети Чингиза Эдуард и Ангелина считают себя немцами. Азербайджанского языка не знают. Но отец на них не обижается: за 25 лет он и сам подзабыл родную речь.
Самая большая диаспора в городе – венгерская. В мадьярских школах все обучение на родном языке. Венгры сохранили обычаи и национальные промыслы. Мадьяры – лучшие музыканты в мукачевских ресторанах. Все народы в Мукачево считают себя коренными. Так сложилось исторически. Местный замок видел разных правителей – венгров, чехов, немцев.
За свою жизнь немка Терезия Лавренчак была гражданкой 4 государств, хотя и никогда не выезжала из родного Мукачево. Когда она родилась в 1927 году, город был в составе Чехии, потом эту землю завоевали венгры, после Второй мировой территория отошла к Советскому Союзу, а в начале девяностых фрау Терезия получила паспорт гражданина Украины.
«Кто бы ни правил страной, жизнь простых людей не изменится. Я никогда не хожу голосовать», – поясняет Терезия Лавренчак.
Мукачевцы больше доверяют Богу, чем политикам. Даже в советское время люди ходили в храмы и отмечали все праздники. 28 церквей, синагог и мечетей – здесь для каждого есть место под солнцем.
“Новости Содружества”