Как Закарпатью заработать на “зеленых” туристах

Начальник Госслужбы заповедного дела Минприроды Петр Гриник на примере двух инвестпроектов показал, как можно заработать на «зеленых» туристах.

Петр Иванович, почему природный потенциал Украины для туристической сферы оценивают высоко, а использует его бизнес очень слабо…

Сколько лет живу, а не перестаю удивляться Украине. Не так давно, например, нашел в Закарпатье старейший в Европе дуб — ему 1500 лет, в диаметре этот лесной аксакал — 10,6 м. А рядом с ним растет его брат-великан. Правда, тот чуть младше — всего-то лет на 200. Таких дубов в Европе нет!

Но, несмотря на всю природную уникальность, бизнес не спешит инвестировать в парки и заповедники. Несмотря на то что в инфраструктуре «зеленого» туризма зияют огромные дыры. Есть ли способ соединить интересы природных парков и бизнеса?

Тяжело это сделать. Пока наше законодательство не позволяет развивать там бизнес в широком масштабе. В заповедных зонах вообще нельзя ничего строить. Можно — в хозяйственной зоне и зоне регулированной рекреации. Но такие объекты может строить только государство, а частный бизнес — только наполовину с государством. Это очень тормозит бизнес.

А кто решает пускать ли бизнес в природный парк?

При каждом парке есть научно-технический совет — в его состав входят и научные работники, и юристы. Они изучают бизнес-план, предоставленный предпринимателем, и решают судьбу бизнес-предложения. Они могут пустить бизнес в хозяйственную зону или зону регулируемой рекреации на определенных условиях. После этого проект рассматривает Государственная служба заповедного дела Минприроды.

Какие проекты, полезные и бизнесу, и природному парку, были одобрены и реализованы в последнее время?

В Карпатском национальном природном парке начат совместный проект по созданию хозяйства по разведению глухарей — «краснокнижной» птицы. Бюджет составляет 2,5 млн. грн. Две третьих необходимых средств вложил Анатолий Пападюк (владелец отеля «Роксолана» в Буковеле, он создавал инфраструктуру горнолыжного курорта «Буковель», затем продал этот бизнес). А одну третью затрат выделили из госбюджета. Глухарей будут разводить в вольерах и выпускать на природу.

Такой удачный опыт есть у поляков. Продавать глухарей нельзя, но зарабатывать можно будет на туристическом сервисе. На подворье будет построен коттедж для туристов, которые приедут посмотреть на то, как разводят глухарей. Для этого построят специальный просмотровый вольер со стеклами, которые просматриваются только с одной стороны — чтобы не беспокоить птиц.

Еще один проект — «Українська оселя» — пасека. Он создан тоже в Карпатском национальном парке. Правда, в данном случае на все 100% — средства, выделенные из госбюджета. Так что можно считать, что это пилотный проект: пчелиные хозяйства по такому типу планируем завести и в других национальных природных парках. Это может быть интересно и предпринимателям, так как первоначальные затраты небольшие — 300 тыс. грн. Планируется, что затраты окупятся через три года.

Окупятся за счет чего? Зачем туристам ехать на пасеку?

Туристы будут приезжать дегустировать мед, а также смогут купить его. В хозяйстве есть ульи на 4 пчелиных семьи. Для туристов построен коттедж, где они смогут остановиться. Ведь неподалеку находится очень красивое озеро. Также созданы три пруда.

На строительство усадьбы ушло три года, она оформлена в гуцульском стиле, украшена, например, традиционными гуцульськими деревянными скульптурами. В июне будет открытие. Кроме того, будут вестись и научные работы — по качеству меда будут определять качество воздуха. Ведь пчеловоды знают, что есть на земле и в воздухе, то пчела и в мед несет.

Как решается земельный вопрос? Владелец хозяйства по разведению глухарей получил землю в аренду?

Нет, земля в аренду не дается. Если ее отдать в аренду предпринимателю, то, как показывает практика, считай, что в конце-концов она станет его собственностью.

Елена Гладских, “Дело”