Появится ли в Словакии своя Южная Осетия?

Появится ли в Словакии своя Южная Осетия? Он тлеет в самом центре Европы, в Венгрии, где недавно к власти пришла партия, не скрывающая намерений нарушить хрупкую «национальную» стабильность в евросообществе.

Так что если кто-то в ЕС рассчитывал на улучшение отношений Будапешта с сопредельными странами, то после парламентских выборов в Венгрии с этими надеждами можно расстаться.

Партия ставшего премьером Виктора Орбана, правоцентристский Венгерский гражданский союз (Fidesz), получила в сво ё распоряжение более двух третей депутатских мест и практически неограниченные властные полномочия, включая возможность изменения конституции страны и законов. Ещё в законодателях оказалась ультраправая партия «Йоббик» («За лучшую Венгрию») с электоратом, которому импонируют ж ёсткие предложения её лидера Габора Воны: «Венгрию — венграм». «Йоббик» предлагает изгнать из Венгрии сотни тысяч цыган, среди которых очень высок уровень преступности. Другими виновниками несчастий страны объявлены иностранные банки и евреи. И для выхода из кризиса, естественно, нужно «оздоровить нацию и вернуться к истинно венгерским ценностям».

В прошлом Габор Вона предлагал воссоздать в стране жандармерию, которая в годы Второй мировой войны занималась отправкой евреев и цыган в нацистские концлагеря. Известно, что «Йоббик» тесно связана с запрещённой военизированной группировкой «Венгерская гвардия». Её гвардейцы регулярно проводят марши по цыганским кварталам в чёрно-белой военной форме, подобной той, какую носили венгерские нацисты в 30—40-х годах ХХ века. В качестве флага — красно-белое полотнище того же происхождения. «Йоббики» призывают предъявить территориальные претензии Словакии, Румынии, Сербии и Украине, где живут свыше трёх миллионов этнических венгров (в Румынии — 1,6 миллиона, в Словакии — 500—600 тысяч, в Сербии — 300—400 тысяч, на Украине — 150 тысяч).

Но не только ультраправый «Йоббик», сам Орбан целенаправленно стремится к сохранению этнических венгров в орбите Будапешта. Будучи премьером в 1998—2002 годах, он фактически поставил страну на грань международного конфликта, продавив пакет законов по связи с диаспорами, включая упрощённую схему получения гражданства словацкими, украинскими, сербскими и румынскими венграми. Дело дошло до иска Братиславы и Бухареста в Европейский суд, после чего Орбану пришлось отозвать эти решения.

В 2004 году по инициативе Орбана в Венгрии прошёл референдум о выдаче венгерских паспортов словацким, румынским, сербским и украинским венграм. Тогда страну от международного скандала спасла низкая явка избирателей и, соответственно, признание недействительными итогов плебисцита. В 2009 году в предвыборной гонке Орбан опять эксплуатировал тему венгерских диаспор за рубежом, обещая провести законопроект, упрощающий предоставление гражданства проживающим в других странах венграм. «Моральная сторона этого дела глубже политической. В программу нашей партии включён этот наболевший вопрос, и мы готовы разработать соответствующий проект закона. Ведь речь идёт об объединении нации», — говорил Орбан, заявляя также о пересмотре итогов Второй мировой войны, в результате которой «миллионы венгров оказались вне пределов этнической родины», что само по себе — «вопиющая несправедливость». С учётом того, что Венгрия — парламентская республика, где всей полнотой власти обладает премьер, определять политику страны теперь будет именно этот человек.

И вот теперь парламент Венгрии большинством голосов принял закон, упрощающий процедуру получения гражданства этническими венграми, проживающими в соседних странах. Желающие получить гражданство Венгрии должны доказать своё венгерское происхождение и владение венгерским языком, а также то, что они не привлекались к уголовной ответственности. Есть существенный момент: для получения гражданства Венгрии не нужно постоянно проживать на её территории, как это было до сих пор. «Государство на основе своей суверенности принимает свободное решение о правилах предоставления гражданства», — говорится в законе. Избирательного права при этом «новые венгры» автоматически не получают. Закон должен вступить в силу 20 августа, в день святого Иштвана, который в стране считается самым большим праздником. Как думают в Будапеште, закон не противоречит нормам международного права.

Однако, скажем, в Словакии очень обеспокоены происходящим на другом берегу Дуная. Настолько, что парламент страны, Народная рада, собрался на чрезвычайное заседание, чтобы решить, как вести себя Братиславе в случае принятия Венгрией этого закона. Аналогии упоминались разные. К примеру, представитель партии Smer Юрай Хорват говорил, что венгры взяли на вооружение «российскую модель» выдачи паспортов РФ в Южной Осетии и Абхазии («Как известно, потом Россия защищала своих граждан в Грузии»), и цитировал депутата Fidesz Золта Немета, утверждавшего, что «двойное гражданство и автономия — две стороны одной медали». Не зря теперь руководители соседних стран обвиняют Венгрию в попытке провести ползучую аннексию части их территории.

«План Будапешта наделить зарубежных венгров своим гражданством небезопасен для Европы», — подчеркнул председатель правительства Словакии Роберт Фицо в интервью австрийскому изданию Kurier. Это «бомба замедленного действия», нарушение словацко-венгерского договора о добрососедстве», — считает он. «Если мы не сможем остановить эту глупую, очень опасную инициативу, мы готовы принять особый закон. Каждый словацкий гражданин, который принял венгерское гражданство, лишится словацкого», — предупредил Фицо. Также обладатели двойного гражданства не смогут занимать определённые должности в словацкой армии и государственных структурах.

На вопрос о том, чем является конфликт Словакии с Венгрией для региона и ЕС, словацкий премьер отреагировал так: «Премьер Орбан пытается предлагать венграм политические меры вместо хозяйственных и социальных решений. Теперь он старается привязать словацких граждан венгерского происхождения к венгерскому государству. Это весьма и весьма небезопасно для Европы и нашего региона. Надеюсь, что этой ситуацией обеспокоятся и другие страны ЕС, иначе этот вопрос превратится в огромную проблему.

Победа правых и ультраправых в Венгрии стала возможной потому, что находившиеся у власти социалисты полностью провалили экономическую политику. В 2006 году Венгрия оказалась на грани банкротства, а спустя два года едва не объявила дефолт. Премьеры-социалисты Ференц Дьюрчань и Гордон Байнаи безуспешно пытались спасти положение, резко повысив налоги и урезав социальные расходы и увеличив пенсионный возраст. При них Венгрия задолжала зарубежным кредиторам 76 млрд евро, в несколько раз подросли цены на ЖКХ, на продукты и на бензин. 40% венгров оказались в категории бедных по европейским стандартам людей.

В теории результаты теперешних венгерских выборов должны всколыхнуть Европу. Ещё никогда в послевоенной истории континента две партии с националистическими лозунгами не набирали в сумме 70% голосов. Если политические программные установки Fidesz и «Йоббика» будут воплощены в жизнь, венгерский вопрос может стать большой головной болью для Евросоюза.

Конечно, в нынешней сложной экономической ситуации в Венгрии правительству выгодно прибегать к таким политическим жестам, чтобы отвлечь внимание от экономических проблем. Впрочем, в нынешней Европе после Греции и «группы риска» (Испании, Португалии и даже Италии) венгерскими проблемами уже никого не удивишь. А Венгрии на скорую помощь рассчитывать по меньшей мере недальновидно. В лучшем случае ей перепад ёт некоторое финансовое сочувствие западноевропейских стран. Вот и вынуждены её политики, как и некоторые другие в Центральной и Восточной Европе, готовиться к худшему и доставать из-под полы лозунги с националистическими оттенками. В условиях бродящего по Европе вируса экономического кризиса и дефолтных ожиданий эскалация сепаратизма может к тому же сильно ударить по старым странам ЕС. Например, Испании опять придётся доказывать своё право на Страну Басков, Каталонию и Галисию. Так что успех венгерских правых и ультраправых отражает общую тенденцию «поправения» Западной и Восточной Европы.

Для Евросоюза же вопрос, как обычно, в «политической целесообразности». Готов ли премьер Орбан пойти не только на обострение отношений с соседними странами, но и на ухудшение имиджа в Брюсселе?

Если так, национальный вопрос рискует надолго застрять в повестке дня отношений между «новыми» европейскими странами, с постоянным нагнетанием спекулятивной напряжённости, выгодной властям данных государств. Оснований для этого предостаточно. Стоит вспомнить историю межнациональных противоречий в этом регионе. Чтобы спровоцировать извержение вулкана межнациональных противоречий, достаточно лёгкого толчка.

Именно готовность к толчкам и смущает Брюссель. Энергия, с которой страны Центральной Европы готовы ввязаться в бой, вопреки привычной для «европейской семьи» хорошей мине даже при очень плохой игре, настораживает европейских чиновников. А самое неприятное для Брюсселя то, что оживление национального вопроса может надолго отложить создание «единой Европы» без разделительных линий. Как сказала на заседании парламента Словакии вице-спикер Анна Белоусова, если структуры ЕС не займутся венгерским законом о двойном гражданстве, «эта бочка с порохом взорвёт всю Европу».

gigamir.net

One thought on “Появится ли в Словакии своя Южная Осетия?

  • 03.06.2010 at 17:08
    Permalink

    ну и статтейка… Прочитал – аж тошно стало от “мега обЪективности” корреспондента. Даже комментировать противно

Comments are closed.