Рівень життя українців в цифрах

Соціологи пильно відслідковують, як змінились погляди та рівень життя українців за роки незалежності. Приємно, що збільшилась кількість тих, хто говорить українською та вважає себе громадянином України. Зменшилась кількість прихильників багатопартійної системи, а рівень довіри до інститутів влади просто впав.
Незмінними лишились тільки проблеми. Як і раніше, українці страждають від нехватки житла, на утримання сім’ї потрібно більше в півтора рази від суми, яку визначила держава. Їм не вистачає належного рівня медичної допомоги, юридичного захисту своїх прав, впевненості у своїх силах та можливості працювати з повною віддачею.

Про це в прес-центрі «Главкому» говорили директор Центру соціальних і маркетингових досліджень «СОЦІС» Микола Чурилов, провідний спеціаліст Інституту соціології НАН України Ірина Прибиткова та психолог, член Європейської психотерапевтичної ліги Тетяна Чепова.

Микола Чурилов: «Что можно говорить, когда Кабинету Министров доверяют – 6%, Верховному Совету – 2%, а милиции – 5%?»

В начале 1990-х годов мы разработали проект, который существует по сегодняшнее время, – мониторинг социальной ситуации в украинском обществе. Вы можете меня воспринять как пессимиста, потому что по большинству показателей отношение ухудшается и ухудшается. Только по некоторым позициям у нас тенденция немножко улучшается или остается без изменений. В каждом опросе участвовало 1800 представителей, репрезентативная выборка по Украине в целом и по отдельным регионам. Методика этих исследований не менялась до настоящего время.

Начнем с экономической ситуации, которая складывается у нас в стране. Увеличилось число людей, которые преимущественно одобряют развитие частного бизнеса: с 44 до 56%. Но уменьшилось число тех, кто полностью одобряет: с 22 до 14%. С 25 до 17% уменьшилось также число тех, кто положительно относится к передаче в частную собственность крупных предприятий. Также уменьшилось число тех, кто позитивно относится к частной собственности на землю: с 53 до 42%.

Политическая ситуация. Достаточно малое количество интересуются политикой. Например, в 1994 году – около 11%, в 2005 году эта цифра увеличилась до 15-16%, и сейчас – уменьшилась до 9%. Если говорить об отношении населения к политике, то я скажу, так как мы получаем на фокус-групах: «Нам уже надоела эта политика, мы ничего хорошего от нее не ожидаем».

Уменьшилось число тех, кто считает, что люди могут свободно высказывать свои политические взгляды: с 55% в 1994 году до 44% – в позапрошлом. Уменьшилось число сторонников многопартийной системы – с 36% до 22%. Резко снизилось доверие населения к политикам различного уровня. Например, если раньше 23% считали, что народные депутаты способны выразить их интересы, то сейчас такого мнения придерживаются всего 4%. И наоборот, если раньше 12% считали, что избранные ими народные депутаты не выражают их интересов, то в настоящее время эта цифра возросла до 55%.

Какому пути развития Украины люди отдают предпочтения? В рамках СНГ – с 41% уменьшилось до 10%. Укреплять восточно-славянский блок «Украина, Беларусь, Россия» – с 24 до 34%. Устанавливать связь с разными странами Запада – в 2004 году 10%, сейчас она возросла до 14%. Количество тех, кто считает, что необходимо ориентироваться на собственные ресурсы, укреплять свою независимость, резко возросло с 12 до 24%. Отношение к идее присоединения к Союзу России и Беларуси: с 1994 по 2003 эта цифра увеличилась с 54 до 62%. Вступление в Евросоюз – уменьшилось с 56 до 42%. НАТО – эта цифра постоянно прыгает, если в 2004 году она была 25%, в 2002 – 26%, то сейчас – 21%.

Кем себя считают граждане Украины. Жителями села – с 31 до 27%. Жителями регионов себя считают не 7, как в начале 1990-х, а 10%. Гражданами Украины раньше себя считали 40%, а сейчас – 54%. Гражданами бывшего Советского Союза – с 12 до 6%.

Хватает ли вам умения жить в новых социальных условиях? Этот вопрос постоянно присутствует в наших опросниках. «Не хватает» в начале 1990-х заявляли 47%, сейчас – 34%. «Хватает» – 13 и 22% соответственно. То есть, растет приспособляемость населения адаптироваться в современных условиях.

Не хватает работы, которая вам подходит? Раньше таких было 41%, сейчас – 52%. Количество тех, кто говорит «хватает», уменьшилось на 8%.

Хотелось ли населению выехать за пределы населенного пункта, где они сейчас проживают? Если в начале 90-х годов такое желание было у 16% людей, то сейчас – у 23%. Раньше заявляло, что 65% никуда не хотели бы выезжать, то сейчас так заявляют примерно 50%. Куда же люди хотят выезжать? В Украину – с 15 до 10%, в Россию – с 12 до 8%, за пределы бывшего Советского Союза – с 5 до 12%. Не знают куда, но хотят выехать – с 13% до 20%.

Касательно языков, тенденции положительные. Если раньше преимущественно на украинском языке разговаривало 36%, то сейчас – больше 40%. На русском раньше – 32%, сейчас эта цифра снизилась примерно на 6-7%. И на русском, и на украинском возросла с 30 до 35%.

Какой степени люди удовлетворены своей жизнью в целом? Если в 1994 году индекс удовлетворенности своей жизненной ситуацией составлял 2,6 по пятибалльной шкале, в 2007 году – 2,65, но в прошлом году – зафисиксировано падение до 2,4.

Люди стали больше полагаться на себя, чем на внешние обстоятельства. Если раньше считали, что жизнь зависит от внешних обстоятельств, 28%, то сейчас – 17%. В одинаковой степени от себя и от внешних обстоятельств раньше – 21%, сейчас – 31%. В большей степени от себя раньше – 9%, сейчас – примерно 13%.

В начале 92-х годов мы проводи целую серию исследований по Киеву и крупнейшим городам. Мы задавали очень простой вопрос: удовлетворены ли вы своей заработной платой? Ответ – нет. Согласитесь ли вы работать значительно больше и при этом получать в 2-3 раза больше? 85% населения отвечало – нет. Сейчас эта цифра уменьшилась до 40%.

Что у нас не изменилось? Острая нехватка жилья – 42% была раньше, так остается до настоящего момента. Не хватает современных экономических знаний – 46%. Уверенности в своих силах – 32%. Не хватает медицинской помощи – 67%. Не хватает решительности в достижении своих целей – 65%. Юридической помощи, защиты своих прав и интересов – примерно 80%. Возможности работать с полной отдачей – 60%.

Хватает ли здоровья? Здесь цифры уменьшаются, ситуация очень негативная. Свое состояние называют очень плохим 30%, удовлетворительным – 57%, хорошим и очень хорошим – около 12%.

Степень доверия к нашим институтам власти и отдельным политикам. Здесь отмечается одна тенденция – как только происходят выборы, резко растет доверие ко всем институтам власти, но проходит 1-1,5 года и все тает. В настоящий момент, начиная с марта месяца, резко выросло доверие к Президенту, Верховному Совету и Кабинету Министров. Например, перед февральскими выборами доверие к бывшему Президенту составляло «минус» 1,29 – это значит, что примерно 70% населения не доверяли этому институту власти. У Верховного Совета – «минус» 1,33. Сейчас уровень доверия к Президенту повысился до 0,33, но вот уже последние два месяца наблюдается падение. Если самый высокий уровень его доверия был в мае, то в июле он понизился примерно на 12 пунктов. Аналогическая ситуация и с Кабинетом Министров. С таким уровнем доверия, президент Никсон ушел в отставку, а наши политики держатся за власть всем, чем только можно. Что можно говорит, когда Кабинету Министров доверяют – 6%, Верховному Совету – 2%, а милиции – 5%?

Мы постоянно задаем вопросы о наличии проблем, которые постоянно существуют. Первые 5-6 позиций занимают проблемы, связанные с экономикой, уровнем зарплаты, цены на товары, услуги, здравоохранение, образование. Но этим летом я имел несчастье попутешествовать по Украине на машине. Насколько надо не уважать свой народ, чтобы давать им ездить на таких дорогих? По-моему, проблема состояния дорог сейчас наиболее актуальна.

Ірина Прибиткова: «Найнижче оцінюють рівень свого життя жителі сільської місцевості»

Сукупний дохід у розрахунку на одного члена родини за останній місяць по Україні в цілому – 1804,6 гривні, в Києві – 2248,8, невеликому місті – 1127,4, сільській місцевості – 666 гривень. Тоді як прожитковий мінімум складає 843.

Як українці самі оцінюють прожитковий мінімум для себе, а не законодавчо встановлено? Дохід у розрахунку на одну особу на місяць, що забезпечує прожитковий мінімум у гривнях в Україні в цілому 1780,8 гривні, в Києві – 5376, невеликому місті – 1638, сільській місцевості – 1537. Тобто, люди потребують у півтори рази більше.

Кошти, необхідні для забезпечення нормального життя родини у розрахунку на одного її члена, за оцінкою населення в гривнях: Україна в цілому – 5830, Київ – 7055, невелике місто – 2878, сільська місцевість – 2206.

Як люди оцінюють стан своєї сім’ї? Рівень середньомісячного доходу у розрахунку на одного члена родини, необхідний для того, щоб її віднести до злиденної (620 гривень по Україні, 1329 – Київ, 611 – невелике місто, 523 – сільська місцевість), до бідної (по Україні 1084), середньої (по Україні – 2600), багатої (по Україні 36661,4 грн.). Найнижче оцінюють рівень свого життя жителі сільської місцевості.

Оцінка матеріального стану власної родини у відсотках. Злиденні в цілому по Україні – 5,7%, бідні – 42,8%, середні – 50,8%, заможні – 0,7%, багатих немає. Тобто кожна друга родина оцінює себе як середній клас. В селі 8,4% – злиденні, бідні – 45,2%, середні – 45,6%, заможні – 0,8%, багатих немає.

Щодо зайнятості та перспективи працевлаштування. Не працюють в Україні в цілому 48,3%, це населення від 17 до 75 років. Працюють у державному секторі – 19,7%, приватному – 29,8%, в обох – 2,2%. В Києві не працює 41%, в державному секторі – 20%, в приватному – 34%, в обох – 5%. В селі не працює – 59,7%, це не дивно, тому що, за даними 2005 року, у кожному другому сільському населеному пункті немає робочих місць, у приватному секторі там задіяно 21%, 2,1% – в обох.

Статус зайнятості в цілому по Україні. Роботодавець-власник, який використовує найману працю інших (1,9%), самозайнятість, індивідуальна трудова діяльність з відповідної професії – 5,2%, наймані – 40,9%.

Рівень задоволення роботою в цілому по Україні. Зовсім не задоволені – 4%, скоріше незадоволені – 11,7%, важко сказати – 15%, цілком задоволені – 3,6%, скоріше задоволені – 18,3%.

Чи відповідає характер роботи професійно-освітньому рівню працівника в цілому по Україні? Відповідає – 26,9%, не відповідає – 16,4%. Якщо взяти Київ, то не відповідає – 24%, відповідає – 28%.

Щодо можливості знайти роботу за місцем проживанням. За кваліфікацією робітника з достатнім заробітком в Україні легко – 1,7%, важко – 81%. За кваліфікацією робітника без достатнього заробітку, легко – 12,9%, важко – 61,6%. З достатнім заробітком, але не за кваліфікацією, легко – 4%, важко 72,4%. Будь-яку роботу, легко знайти – 18,6%, важко – 57,4%. В селі важко знайти – 73%, за кваліфікацією робітника без достатнього заробітку – 75,2%, 81,5% – важко знайти з достатнім заробітком, але не за кваліфікацією.

Крім роботи є й інші базові потреби у людини. Селяни частіше за інших співвітчизників згадують про негаразди у сфері задоволення базових потреб. Навіть ті з них, що мають роботу, твердять про обмежені можливості працювати з повною віддачею – 38,7%. Так само як і отримувати додатковий заробіток – 50,4%. Для порівняння зазначимо, що 28% вже працевлаштованих киян та мешканців великих міст (20,5%) не можуть реалізувати своє право на повноцінну працю з результатом, який би їх задовольняв. На обмеженість додаткового заробітку поскаржилися 38% і 44,5% городян з великих міст. Але найчастіше усім мешканцям України бракує необхідного медичного обслуговування, а у селі таких 59%, столичних жителів (43%), мешканців великих міст – 48%, а з малих городян 51%.

Так само важко отримати повноцінну освіту дитині із сільської родини, в порівнянні із дітьми міста. Таку думку висловлюють 56% респондентів-селян. Про обмеженість доступу до сучасної освіти в Києві свідчить 41% столичних мешканців. А з інших міст батьки оцінюють перспективу отримання повноцінної освіти не менш стримано: що другий з них непевний, що його дитині поталанить виграти щасливий білет у лотереї освітніх послуг.

Населення розуміє, що є соціальна нерівність і вважає це несправедливим, і для них є великою цінністю створення в суспільстві рівних можливостей для усіх. Мається на увазі рівність стартових позицій і свобода індивідуального вираження для усіх громадян України.

Щодо трудової міграції. В Росії працює близько 700 тисяч українців. Це не означає, що вони там весь час знаходяться, але кілька разів на рік приїжджають і від’їжджають. Українці вже не є основною спільнотою, яка працює в Росії, на перше місце вийшли таджики та узбеки. Але мають такі ж проблеми, як і мігранти на заході: обмежена зарплата, незахищеність, важкі матеріальні умови для роботи.

Тетяна Чепова: «У украинцев нет уверенности в завтрашнем дне»

Озвученные цифры говорят сами за себя. Самые главные проблемы общества: отсутствие доверия к власти и уверенности в завтрашнем дне. Обратите внимание, что нездоровыми себя стал считать больший процент людей. О каком здоровье может идти речь, когда человек не знает, что будет завтра с учебой его детей, с его бизнесом, с его деньгами и т.д. Сегодня молодые люди бояться вступать в официальные браки, потому что за себя ответственность взять страшно, не то, что за свою семью, когда неизвестно, будет ли работа, будет ли жилье?

Скажу свою точку зрения на тему нашей идентификации. Самостоятельная Украина, продекларированное государство не дает нам уверенности в том, что мы, украинцы, не можем построить жизнь так, как это сделали, например, поляки. Мы пока не можем гордиться своим статусом украинца, потому что у нас вся политическая и экономическая ситуация в стране такова, что остается говорить тихонечко, мол, «я – украинец, поэтому у меня ничего не получается». Эту ситуацию нужно изменить нам самим и начать со своих семей. Большинство населения все еще остается населением той большой страны, в которой о своих корнях не было принято и опасно говорить. Надо обратить внимание на духовность, на те ресурсы, которые есть в нашей стране с тем, чтобы люди могли хорошо жить, спокойно себя чувствовать. Чтобы процент людей, которые хотят уехать из нашей страны, не увеличивался.

Если поднимать тему языка, то это опять та же самоидентификация. Мы же не удивляемся, что в Германии говорят на немецком, а во Франции на французском. Почему же у нас волна украинофобии то поднимается, то опускается? Причина – только в политических играх. Но есть наше самосознание и наше отношение к стране, в которой мы живем. Мы должны всячески высказывать свою точку зрения.

Увеличился ли спрос на западе на наших украинских студентов? Что об этом говорит статистика по трудовой миграции?

Ірина Прибиткова: Недавно были обнародованы результаты социсследования по молодежи (18-35 лет) трех стран: России, Украины и Азербайджана. Если русские и азербайджанцы, в первую очередь, хотели бы выехать временно (на постоянно мало кто хочет) для того, чтобы получить образование, то 75% украинской молодежи хотят поехать за границу работать. Ответ прост: и у России, и у Азербайджана есть нефтедоллары, у нас их нет, нашим детям надо заработать на учебу.

Я не вижу ничего страшного в том, что наши студенты едут учиться заграницу, они там получают достаточно хорошее образование. Беда в том, что по возвращению на родину они очень часто не могут здесь найти себя. Это проблема.

Микола Чурилов: Я последние три года смотрю на работу одного нашего Фонда, который следит за нашими победителями различных олимпиад и потом передает списки различным зарубежным фондам, которые приглашают таких ребят к себе на бесплатную учебу. Возврат этих людей еще не состоялся, но я думаю, что он будет чрезвычайно низким.

Збільшився чи зменшився запит на демократію і, відповідно, авторитаризм?

Микола Чурилов: У нас народ хочет, чтобы свобода слова оставалась, чтобы их мнения и взгляды были объектом внимательного изучения. Хоть у народа и тяга к так называемым ценностям демократии присутствует, но наше июльское исследование отмечает, что мы можем критиковать политиков и любые политические партии, но на это никто не обращает внимания. Больше всего людям закрывают рот, когда они начинают критиковать руководство тех компаний, где они работают. Если говорят, что утеснение свободы слова присутствует примерно в 15%, когда начинается критика политиков, то на местах это давление около 60%. Вот что самое страшное. Когда им каждый день говорят «молчи», «я – начальник, ты – дурак», развивать демократию в таком государстве будет очень тяжело.

Чи не призведе масове вимивання кращих наших мізків за кордон до того, що українці стануть нацією лузерів?

Микола Чурилов: Украина всегда была объектом для высасывания наиболее ценных кадров. Но наша страна настолько богата талантами, что нескоро ее удастся «вымыть».

Тетяна Чепова: Воспитание гордости от того, что ты живешь в Украине, имеет очень большое значение. Этим надо профессионально заниматься в школе, на государственном уровне.