Закарпатские цыгане пугают своих детей …белыми!

Цыгане проживают на территории нашей страны почти пять веков. Но мы почти ничего не знаем о традициях этого народа. И уж тем более – о его проблемах и бедах. Да и не хотим знать, если честно. Слишком уж прочно укоренился в сознании украинских негативный образ рома. Мол, что из этих бездельников и нищих взять? Они были такими всегда и остаются по сей день! Между тем, существует ряд объективных причин, которые привели к тому, что целый народ оказался за чертой бедности и вынужден выживать, используя любые средства. И, как водится, без помощи государства эти проблемы не решить.

РОМА ПУГАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ БЕЛЫМИ

Под крепостными стенами знаменитого Ужгородского замка танцует цыганенок лет десяти. На земле лежит старенькая кепка, а в ней — не больше пятидесяти копеек.

— Как тебя зовут? — спрашиваю я.

— Дашь монетку, скажу! — отвечает он на ломаном украинском.

Я кидаю в шапку две гривни. Пацаненок тут же засовывает их в карман черных от грязи брючек.

— Ваня меня зовут. У меня еще десять братиков и сестричек. Все хотят есть! Дай еще денег…

Местные жители ромам не подают принципиально. Даже детям. А туристов в рабочий день в Ужгороде — раз, два и обчелся. Я даю мальчишке еще пятерку. И тут же слышу неодобрительные слова в свой адрес от проходящей мимо горожанки.

— Зря вы ему подаете! — восклицает она. — Не стоит баловать…

Любопытно, что, по словам замначальника имущественного отдела управления розыска УМВД Закарпатской области Василия Шпиня, у себя на родине цыгане преступлений не совершают. Это в больших городах (куда ромы частенько ездят на заработки) ловкий цыганенок может стянуть кошелек у зазевавшегося пассажира. А его мама — гадалка — не задумываясь снимет сережки с очередной глупышки, которой позарез понадобилось узнать будущее. Но здесь, в Закарпатье, подобное просто невозможно. Рома хорошо понимают — с соседями нужно жить мирно. Поэтому белые и относятся к ним сравнительно равнодушно. Хотя и не без примеси легкого раздражения. Цыгане, в свою очередь, отвечают им “той же монетой”. Не поверите, но они так же, как и мы, подвержены стереотипам! Как-то утром, проходя по центру Ужгорода, я увидела, как молодая ромка показывает на меня рукой и говорит своему 5-летнему карапузу:

— Будешь кричать, тебя гаджовка (не цыганка. — Авт.) заберет!

Помните? Точно так же украинские матери “стращают” своих малышей представителями кочевого народа! Хотя доказательств того, что ромы массово крадут белых детей, ни у кого никогда не было. А преступники, как известно, есть в каждой нации. Получается, что столетиями проживая рядом друг с другом, мы так и не научились друг друга понимать. И не потому, что слишком разные. Просто не было желания. Между тем, в целом в Украине зарегистрировано около 50 тысяч ромов. А в Закарпатье цыганские поселения существуют в 124 населенных пунктах и насчитывают, по официальным данным, около 23 тысяч человек. Хотя точно сказать, сколько в регионе цыган, никто не может. Слишком уж часто они умирают и рождаются. Да и держатся особняком. Селятся в основном на окраинах либо полностью занимают две-три улицы.

В БЕРЕГОВО ДЛЯ РОМОВ УСТРОИЛИ РЕЗЕРВАЦИЮ

Одна из крупнейших ромских общин Закарпатья находится в райцентре Берегово. Подавляющее большинство белого населения здесь составляют венгры. Поэтому вывески на всех госучреждениях — на двух языках — венгерском и украинском. Улицы городка — чистенькие и ухоженные. Крыши домов покрыты черепицей. Из дворов выглядывают смешные гипсовые гномики. На фоне этой красоты, огражденный высоким бетонным забором ромский табор производит особенно угнетающее впечатление. Поневоле напрашивается сравнение с резервацией. Асфальта в поселении нет. Под ногами чавкает разъезженная цыганскими телегами земля. Ромы едва ли не каждый день привозят в табор собранный на городских свалках мусор и часами роются в нем, выбирая более-менее пригодные бытовые принадлежности и одежду. А также ищут металлические предметы и бумагу, чтобы сдать их потом за деньги государству. Живут цыгане в деревянных хибарах, которые сложно назвать домами. Между досками — щели в 30—50 см. Как здесь можно зимовать (да еще и с детьми!), представить просто невозможно. Увидев, что к ним приехали гости, ромы выскакивают из своих халуп и берут меня в плотное кольцо. Женщины с изможденными лицами. Мужчины с красными от выпивки глазами. Голенькие и невероятно грязные дети.

— Напишите, что у меня ребенок — инвалид! — кричит цыганка лет сорока. — Ходить не может! Мне кормить его нечем!

— Нам власть обещала газ и воду провести еще пять лет назад! — горячится ее подруга. — Ничего не сделали!

В целом, в этом таборе проживают около 2 тысячи человек. Кормятся они милостыней, за которой ездят в большие города. Например, в Киев или Одессу. А также за счет пособия на детей. Поэтому рожают много. В среднем, в семьях от шести до десяти детей. При этом ежегодно десятки ромов умирают от голода, туберкулеза (этим заболеванием в таборе страдает каждый второй) и других болезней. Денег у них часто-густо нет на хлеб. Не то что на лекарства.

— Ромы сами виноваты, — говорят закарпатцы. — Не хотят работать, вот и живут за чертой бедности. Это у них в генах. Когда во время наводнения были разрушены некоторые цыганские дома, им дали временное жилье. Знаете, что они с ним сделали? Чугунные батареи продали, а паркет разобрали и разожгли костер прямо посреди квартиры!

Но это взгляд, как говорится, со стороны. А если копнуть глубже, оказывается, что большинство цыган хотели бы работать и жить нормальной жизнью. Но такой возможности у них попросту нет. А бедность, как известно, еще никого не украшала.

“КАК ТОЛЬКО ВИДЯТ, ЧТО ЦЫГАН, ТАК И ВЫГОНЯЮТ!”

— Начнем с того, что во времена СССР государство проводило определенную политику в отношении ромов, — рассказывает главный редактор единственной в нашей стране ромской газеты “Романи Яг” Евгения Навроцкая. — Поэтому все цыгане работали в колхозах или на заводах. Но после развала Союза большинство этих предприятий были разрушены. Безработица была жуткая.

А получивший возможность выбора работодатель предпочитал белых — предрассудки в отношении цыган у нас все еще сильны. Вот ромы и покатились по наклонной. Снова начали попрошайничать, рыться на мусорке…

Естественно, цыгане не претендуют на высокооплачиваемые места. Их вполне устроил бы труд, который не требует особой квалификации. Но и на это рассчитывать они могут далеко не всегда.

— Как только видят, что цыган, так и выгоняют! — жалуется 40-летний Николай. — Даже грузчиком или чернорабочим брать не хотят. Хорошо хоть, что белые брезгуют убирать улицы и заниматься сборкой урожая в сезон. Эта работа пока за нами.

Конечно, некоторые ромские семьи промышляют контрабандой сигарет, белья и бензина. Все-таки Закарпатская область в этом отношении — место хлебное. Граничит с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Но этот полукриминальный вид заработка доступен не всем. Если нет средств купить товар и дать взятку на границе, об этом нечего и думать.

— Мы живы до сих пор только благодаря тому, что дружные, — рассказывает пожилая ромка Эстера. — Ребенок может сегодня поесть в одном доме табора, завтра — в другом. Кроме того, мы собираем деньги, если кто-то заболел или умер.

Стоит ли говорить о том, что многие ромы не могут устроиться на работу еще и потому, что у них нет документов? По официальным данным, среди цыган Закарпатья не имеют свидетельства личности более 312 человек. Но правозащитники уверены: на самом деле людей-призраков гораздо больше. Почему так получилось? Дело в том, что у рома нет привычки регистрировать браки и новорожденных детей в загсе. А по закону, без свидетельства о рождении паспорт не получишь.

— Эта проблема характерна для целых цыганских семей, — отмечает Евгения Навроцкая. — Нет документов у бабушки и дедушки — значит, нет удостоверения личности у их детей и внуков. Проще говоря, у целого клана, в котором больше двадцати человек!

По логике вещей, зная об этой проблеме, государство должно было бы разработать программу легализации рома. Но пока это только мечты. Так же, впрочем, как и официально утвержденная схема регистрации цыганских жилищ.

— Ромы часто строят свои дома без разрешения властей, — вздыхает Светлана Адам. — Например, ставят хибарку рядом с жилищем своих родителей. А в БТИ при этом не обращаются. Да и как это сделаешь, если нет паспорта?

МОЛОДЫЕ ЦЫГАНЕ НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

Какое будущее в такой ситуации ожидает ромских детей, представить несложно. Тем более, что ситуация усугубляется еще одним немаловажным фактором: многие взрослые цыгане просто не понимают значения образования. Ведь и сами его не получили.

— Оставшись после развала СССР без работы, многие ромы были вынуждены выживать любыми средствами, — рассказывает дочь цыганского баро Светлана Адам. — Поэтому, вместо того чтобы отдавать своих детей в школу, брали их с собой просить милостыню. Либо оставляли тех, кто постарше, с младшими братиками и сестричками в качестве нянек. А сами тем временем искали способ принести домой копейку. В результате, цыганское поколение “девяностых” выросло сплошь безграмотным. Сегодня большинство 30-летних ромов не умеют ни читать, ни писать!

Словно в подтверждение этих слов, в редакции “Романи Яг” (она расположена в ромском микрорайоне Ужгорода, который в просторечии называют “Шахта”) я случайно встретилась с 36-летней Розой.

— Мне врач написал название лекарств, которые нужно купить внучке, — сказала она мне. — Прочтите, пожалуйста…

Эта женщина, по цыганской традиции, рано вышла замуж и в школу почти не ходила. Она хотела бы, что бы ее внуки учились. Но позволить себе такие финансовые расходы ее семья не может.

— Уже 1 сентября родителям первоклашек объявляют, сколько нужно сдать на благотворительные нужды, — жалуется мне Роза. — А ведь надо еще купить форму, учебники, тетрадки и ручки!

Нетрудно догадаться, что фамилии ее внуков, скорее всего, в списках школы фигурировать будут. Но на самом деле дети на занятия не пойдут. Либо появятся в школе в лучшем случае один раз в год. И таких примеров — десятки! Естественно, в областном управлении образования об этой проблеме знают. Но предпочитают делать вид, что ее не существует.

— Мы свою задачу выполнили — школы открыли, — считает заместитель начальника управления образования областной госадминистрации Анна Собко. — А дальнейшее зависит от родителей. Почему они не выполняют свои функции?

Любопытно, что по закону дети рома должны учиться в общеукраинских школах. Но на практике для них создают отдельные учебные заведения в микрорайонах компактного проживания. А уровень образования в этих школах крайне низкий.

— Я своего ребенка в ромскую школу ни за что не отдам, — говорит одна из обеспеченных цыганок. — Однажды я спросила у выпускниц: где находится Украина? А они ответили мне вопросом на вопрос: на “Раданке?” Представляете, они перепутали страну с одним из микрорайонов Ужгорода! Алфавит не знают. Считать не умеют…

Почему так происходит? Видимо, в силу нескольких причин. Во-первых, маленькие ромы сами не стремятся учиться. Во-вторых, дома с ними никто не занимается. В-третьих, учителя (как правило, белые) просто не могут найти к маленьким цыганятам подход. Да и не желают, если честно. Поскольку уверены, толку с этого все равно не будет.

— Когда эти дети приходят в первый класс, оказывается, что они не знают украинский язык и не умеют держать ручку! — горячится одна из преподавательниц ужгородской школы №13. — При этом на занятия ходят в лучшем случае раз в месяц. А если предъявишь претензии — обматерят. Книжки мы им на дом не даем — эти дикари могут учебниками и печь растопить! Если честно, я считаю, что цыгане вообще не приспособлены к обучению. У меня полкласса дебилов…

Стоит ли осуждать учителей? С одной стороны — маленькие ромы действительно не подарок. А альтруистов, которые были бы готовы возиться с ними сверх меры (да еще и за копеечную зарплату!), не так уж и много. С другой стороны, это все-таки дети. А также юные граждане нашей страны. Любопытно, знает ли о ворохе цыганских проблем новая украинская власть?

— Мы сейчас как раз изучаем ромский вопрос, — говорит сотрудница отдела по делам национальностей областной госадминистрации Любовь Петришина. — Уже провели первое совещание с цыганскими баронами (проще говоря, старшинами общин. — Авт.). — Когда будем готовы давать комментарии, обязательно с вами свяжемся…

Между тем, европейские правозащитные организации о происходящем прекрасно осведомлены. Поэтому и выдают цыганским баронам гранты на бесплатное питание, медицинское обследование и образование. Но мелкими финансовыми вливаниями кардинально ситуацию не изменишь. А рассчитывать на госпрограмму реабилитации ромов, если честно, не приходится. Слишком уж много накопилось у нашей страны других глобальных проблем. А значит, времени (и, тем более, бюджетных денег) для того, чтобы заниматься цыганами, скорее всего, не будет. Соответственно, с каждым годом они будут скатываться все ниже…

ПОДВИНОГРАДОВСКИЕ РОМА СОХРАНИЛИ СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ

Табор в поселке Подвиноградово Королевского района Закарпатской области — мечта путешественника. Местные рома сохранили свои старинные традиции и живут получше многих украинцев. Вместо халуп, в поселке стоят дома — дворцы, которым могли бы позавидовать и столичные бизнесмены. Рядом припаркованы дорогие иномарки. Женщины разгуливают по табору в длинных разноцветных юбках. Мужчины одеты в джинсы и яркие рубашки. “Мы так хорошо живем потому, что у нас есть работа, — считает местный барон Йосип Фаркош. — Двести лет назад были жестянщиками. А теперь ездим на заработки в Киев и Москву. Крыши кроем. Водостоки делаем…”. Женщин в поездки мужчины не берут. Их дело — хранить домашний очаг и воспитывать детей. Кстати, девочки выходят здесь замуж уже в 12—13 лет. Поэтому в школу не ходят. А мальчики, как правило, заканчивают не более 5 классов. После чего отправляются вместе с отцами на заработки. Ведь в 15—16 лет им предстоит жениться и завести детей! “Раньше мы все в золоте ходили, — рассказывает барон. — На свадьбах дарили женихам сделанные нашими мастерами золотые галстуки, а невестам — короны.

Но потом все продали. Вера у нас строгая…”. Как выяснилось, в таборе существует христианская церковь. Пастырем там работает рома. Он и убедил цыган перестать хвастаться богатством. Хотя золото для них всегда было самым большим достоянием. Ведь во время кочевой жизни взять с собой в дорогу тяжелое имущество они просто не могли. А вот отучить петь и танцевать так и не смог. По праздникам весь табор пускается в пляс.

РОМСКИЙ ВОПРОС АКТУАЛЕН ВЕЗДЕ

Отмечу, что проблема рома актуальна для всего мира. Недавно президент Франции Николя Саркози заявил о депортации около 700 рома, которые нелегально приехали в его страну из Румынии. В то же время правительство Германии объявило о том, что планирует принять аналогичные меры относительно 12 тысяч рома, бежавших сюда во время военного конфликта в Косово. А руководство Дании и Бельгии заявило о намерениях “очиститься” от перекочевавших к ним цыган из Восточной Европы. Но каковы будут результаты этих акций, пока неясно. В Венгрии, Чехии и Румынии ромский вопрос не решен, так же как и у нас. А значит, цыгане снова попытаются убежать от бедности в Западную Европу.

Инна Золотухина, Сегодня