Кому Выгоден Запрет Ввоза Секонд-Хенд В Украину?

3 сентября 2010 года глава госкомпредприрнимательства Бродский подал проект в Верховную Раду закона, которым предусматривается запрет на ввоз одежды секонд-хенд.

Мотивация следующая: «Ежегодно в страну ввозится 2 кг секонд-хенда на человека. Если бы эта продукция производилась в Украине, мы получили бы рынок в 22 млрд. в год и миллион рабочих мест. И это без учета того, что секонд-хенд часто представляет угрозу для здоровья граждан». Профессионализм, как говорится, налицо.

Начнем с причинно следственной связи между запретом ввоза одного товара и ростом производства другого. Мы еще помним, как нашим правительством был спасен отечественный автопроизводитель через практически запрет ввоза иномарок б/у. Я еще тогда не мог себе уяснить, чем новая “Таврия” лучше и безопасней восьмилетнего “Мерседеса”. Не смогли переубедить и потребителей, и поэтому дороги заполонили дешевые китайские и корейские авто. А как же отечественный производитель? Воз и ныне там. Вот и получается, что одно запретили, другому не помогло, а третья сторона, которой не планировалось содействовать (по крайней мере нам об этом ничего не сказали) в выигрыше.

Есть резон задать вопрос Бродскому, какими товарами наполнится эта опустевшая ниша рынка и в какой стране рабочие места создадутся? Начнем с анализа прямой конкуренции одежды секонд-хенд. По критериям цена-качество это, как мы понимаем, далеко не результат стараний отечественного производителя, а, как и в приведенном выше случае, опять тот же дешевый сегмент в основном представленный китайской промышленностью. Значит, после возможного утверждения этого закона, создастся миллион рабочих мест, но где-нибудь в Шанхае. Только нам с вами от этого легче не станет.
Да, забыл, еще один мотив – забота о здоровье граждан. Начнем с того, что секонд-хенд всегда проходит санитарную обработку, что контролируют многочисленные ведомства при его ввозе в страну. У меня, например, больше сомнений в безвредности 100% синтетической дешевой китайской футболки обработанной неустановленным красителем. В любом случае, для того чтобы утверждать подобное, нужно сначала провести анализы, проверки и т.п. и, в случае выявления чего-либо, спросить с органов санепидемконтроля, которые дали разрешение на ввоз.

Теперь попробуем пройтись по поставленным целям:

1. Увеличить рынок сбыта для предприятий легкой промышленности и создать на них дополнительные рабочие места. Я не верю, что бизнесмены бросятся сразу увеличивать производственные мощности, но знаю точно, что объем импорта, как белого, так и черного, дешевой некачественной одежды увеличится тотчас. Классическим способом достижения таких целей является снижение внутреннего налогообложения отрасли и увеличение ввозных пошлин на конкурирующие импортные товары.

2. Забота о здоровье граждан. Если мы хотим заботиться, то давайте контролировать, благо контролирующих ведомств у нас хватает, так пускай и занимаются своими прямыми функциями. Вы помните, как дети в одной из областей отравились не то кефиром не то сметаной местного производства? Если следовать логике Бродского, то нужно было сразу запретить производство кефира и сметаны в Украине.

3. Борьба с контрабандой товаров легкой промышленности. А при чем тут секонд-хенд? На сегодняшний день процедура таможенного контроля за ввозом одежды секонд-хенд настолько усложнена, что каждая машина с ней по несколько раз выгружается и проверяется, поэтому провезти в них контрабанду представляется практически нереальным. А если есть информация о том, что такие случаи есть, то давайте опять же контролировать и проверять, иначе зачем нам на границе столько контролирующих ведомств? То есть, как следует из вышеизложенного, все видимые цели запрета ввоза одежды секонд-хенд достигаются инструментами, которые уже есть в распоряжении у правительства и без изобретения велосипедов. А может про настоящие цели запрета нам не говорят?

Может это лобби кого-то, кто “кормится” с контрафакта известного всем “седьмого километра”? Так там и нужно искать то, что убивает нашу отечественную легкую промышленность.

Или может есть связь между запретом ввоза секонд-хенд и первым украинским государственным визитом в Китай 1-3 сентября 2010, где в числе других было подписано соглашение о увеличении торгового оборота между нашими странами? Если так, то я не против увеличения торгового оборота, хоть и знаю, что он будет расти не за счет нашего экспорта, но я против того, что у меня отберут право выбора. Я желаю сам решать, что покупать: секонд-хенд, китайскую или отечественную одежду. Если потребитель решит, что какой-либо товар ему не нужен, он сам поставит на нем жирный крест, перестав его покупать. Тогда уж точно ни завозить ни продавать его не будет никакого смысла. А пока, если есть потребность и спрос на секонд-хенд, то запрещать его нельзя, иначе так мы докатимся до старых недобрых времен, когда дяди наверху решали что народу носить, что есть и т.п.

А нашего производителя поддерживать нужно, но только другими методами. Помните, как в старом фильме:

– Что же из этого следует? – Следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
– Вы полагаете, все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить.
Просто шить нужно то, что будет носиться.

Владимир Гласнер