Сергей Лозныця, кинорежиссер (Германия): Русские глупы, бедны и агрессивны…

Проживающий в Германии известный украинский документалист Сергей Лозныця дебютировал на Каннском кинофестивале с эмоционально тяжёлой художественной картиной-притчей о российской действительности «Счастье моё». Лента сразу вызвала шквал критики со стороны искусствоведов и кинематографистов РФ, воспринявших ее как клевету на русских, пишет журнал Тиждень український.
Режиссёр в своим произведении не видит ничего обидного. По его словам, он стремился не оскорбить русский народ, а помочь ему избавится от комплекса нетерпимости, навязанного в условиях существования Российской империи.

«В России есть «восьмая нота». Это то, что вкратце можно сформулировать как: «пускай горит оно ясным пламенем». Это тяга к безрассудным, глупым действиям. Помните эпизод на поле, когда два бомжа побили героя и ушли со словами: «Зря парня побеспокоили…» – поскольку в его грузовике оказалось совсем не то, что они искали», – объясняет Лозница.

Он считает, что такое мышление глубоко укоренились в русской мифологии. «Если внимательно почитать русские сказки, то можно понять, что Иван-дурак отличается странной тягой к уничтожению. «Шёл Иван полем, увидел пастуха, зарезал его и овец его и пошёл дальше» – обыкновенная вещь. Причин для такого поведения множество, но прежде всего — это духовная лень», – уверен Лозныця.

«Духовной ленью» русского народа режиссёр объясняет и почти полное отсутствие у него собственных, этнических русских культурных гениев. «Лермонтов — из Шотландии, Пушкин — из Эфиопии, Достоевский — из Польши, – напоминает Лозница. – Только о Толстом, наверное, можно сказать «русский россиянин».

Действие в фильме «Счастье моё» происходит в наши дни и состоит из ряда неприятных историй, в которые попадает обычный водитель-дальнобойщик, перевозящий муку.

«В кадре — депрессивные люди в состоянии случайного выживания. За кадром – «блатная» русская музыка и русский язык с хорошо узнаваемым аканьем, матерной бранью и проклятиями», – сказано в аннотации.

Лозныця считает, что любой художественный фильм должен быть максимально документальным. «Чем больше автора в картине, тем меньше зрителя… Хороший режиссёр — это тот, присутствия которого мы не ощущаем», – подчёркивает он.

«Счастье моё» стало победителем киевского международного кинофестиваля «Молодость» и уже выходит во всеукраинский прокат.

“Вечерние вести”