В Украине — налоговые бунты!

Вчера парламент начал рассматривать проект Налогового кодекса во втором чтении. По всей стране прокатились волны протеста. Продавцы с рынков, таксисты, владельцы небольших магазинов, ателье, хлебопекарен вышли на улицы с лозунгами «Не оставляйте нас без штанов».

По их мнению, Налоговый кодекс попросту придушит их бизнес.
В Хмельницком получился настоящий бунт: здесь собралось около 10 тысяч протестующих, люди выломали двери в здании облсовета. В Киеве более 20 тысяч предпринимателей вышли к стенам Верховной Рады. Люди приехали со всех уголков Украины: Крыма, Одессы, Днепропетровска, Закарпатья. Практически все столичные таксисты отправились митинговать: весь день вызвать или поймать такси в городе было практически невозможно. К вечеру вчерашнего дня депутаты, несмотря на протесты, приняли около 80 статей нового Кодекса. Предполагается, что окончательно его утвердят к концу недели. Депутаты спешат, так как хотят успеть принять бюджет на 2011 год уже с учетом новых налогов. Вчера «БЛИК» побывал среди протестующих у стен парламента. Мы спросили людей, за что они борются и как изменится конкретно их жизнь после принятия кодекса.
Image
Премьер-министр Украины Николай Азаров:
Image
– Принятие Налогового кодекса поспособствует развитию экономики. Реформа необходима также в связи с тем, что по существующей ныне налоговой системе некоторые отрасли, имеющие довольно большой оборот денежных средств, платят налоги по упрощенной системе. Например, предприятия, которые занимаются продажей ювелирных изделий и обменом валюты. В Украине сложная демографическая ситуация: через 5 лет количество работающих и пенсионеров сравняется. Как тогда обеспечить всем достойный уровень жизни? Поэтому мы сейчас и проводим экономическую реформу и разрабатываем компенсаторные механизмы, позволяющие привлечь граждан позже выходить на пенсию.
Ярослав Мельник (51 год), торговля продуктами (Львов):
Image
– Сейчас мы платим 100 гривен фиксированного налога и взнос в Пенсионный фонд. А будем платить с каждой точки до 600 гривен налога, плюс по триста гривен за каждого участника бизнеса, а также за каждого сотрудника в Пенсионный фонд. Итого выходит до двух тысяч гривен в месяц. Мы такие деньги в месяц зарабатываем!
Инна Добролюбова (39), продавец на рынке (Кривой Рог):
Image
– Я плачу не только фиксированный налог 100 гривен (хотя должна платить 40 гривен, но мэр города уровнял налог), но еще и аренду места – 650 гривен. Для меня повышение налога даже до 200 гривен – неподъемная цена! Я колготками торгую, у меня, бывает, касса столько выходит.
Клавдия Гомонюк (67), продавец на рынке (Черкассы):
Image
– У меня пенсия 1200 гривен, за нее ничегошеньки не купишь. Вот и приходится на рынке торговать. Да и у людей безденежье, почти ничего не берут. Я не могу с выручки даже фиксированный налог 500 гривен платить, не говоря уже о большей сумме.
Сергей (35), хозяин небольшой текстильной мастерской (Киев):
Image
– Плачу 200 гривен, а буду 900–1200 гривен. Да еще и по 190 гривен за каждого сотрудника в Пенсионный фонд. А если еще и заставят кассовые аппараты поставить, то все деньги будут на налоги уходить, ведь наценка маленькая на товар…В общем получится около 600 тысяч гривен в год, а это почти столько, сколько в целом зарабатывает предприятие.
Александр Маназанов (59), предприятие по переработке зерна (Одесса):
Image
– Я сейчас плачу почти 300 гривен в Пенсионный фонд и 200 гривен налогов. А придется платить от 600 до 1, 5 тысячи гривен, да еще и по 400 гривен в Пенсионный фонд. У меня большая семья, мне детей учить нужно. Вы видели, сколько обучение стоит? Государство нас просто раздевает.
Как изменит нашу жизнь Налоговый кодекс
Зарплата

Налог на любые выплаты по месту работы, как и сейчас, составит 15%. Но есть отличие. Те, у кого доходы в месяц выше 10 минимальных зарплат (8690 гривен), будут платить 17%, но не со всей зарплаты, а с той суммы, что выше 8690 грн. А вот для шахтеров предусмотрены льготы: они будут платить лишь 10% с зарплаты.

Единый налог

Именно из-за этого пункта протестуют частные предприниматели по всей стране. На данный момент право работать на едином налоге имеют частные предприниматели с годовым оборотом не выше 600 тысяч гривен. В первом чтении проекта нового Кодекса цифру снизили до 300 тысяч. Позже «поправились»: при обороте в 300–600 тысяч можно оставаться на едином налоге, но при наличии кассового аппарата и товарно-кассовой книги. Ставки налога по упрощенной системе будут определяться в зависимости от населенного пункта. В городах и селах, где прописаны меньше 150 тысяч человек, предприниматели смогут платить от 20 до 200 гривен в месяц (зависит от вида деятельности). Если в городе больше жителей, придется «пожертвовать» 200–600 гривнями. Для сферы информатизации сумма налога фиксирована – 1000 гривен в месяц. Сейчас единый налог для физических лиц тоже определяется в зависимости от вида деятельности. Его максимум – 200 гривен в месяц.

Лотерея
15% выигрыша в денежной лотерее или азартной игре придется отдавать государству.
Недвижимость

Налог на недвижимость планируется ввести с 2012 года. Так как предусматривается создание единого государственного реестра недвижимости, а для этого потребуется время. Кодекс предполагает, что налог на недвижимость будут платить обладатели квартир площадью более 120 кв. метров и частных домов площадью более 250 кв. метров. Ставки налога на недвижимость будут зависеть от площади жилья. В новой редакции фигурируют две ставки – 1% и 2,7 % минимальной заработной платы за каждый лишний квадратный метр. Допустим, если минималка увеличится до 1000 гривен – как обещал Президент – то налог составит 10 и 27 гривен с каждого «лишнего» метра.

Труднее станет риелторам и владельцам интернет-магазинов

Права платить налог по упрощенной системе лишается целый ряд видов предпринимательской деятельности. В этот перечень входят, в частности, юридическая деятельность и бухгалтерские услуги, операции с недвижимостью, реклама, бизнес-консультирование, подбор персонала, розничная торговля в сети интернет, продажа товаров через торговые автоматы и т.д.

Лилия Пичхнарашвили, Игорь Порицкий, Фото Андрея Дриги, “Блик”