А если ВИЧ у вашего друга?

Несколько дней назад я узнала, что у одной из моих приятельниц вирус иммунодефицита (ВИЧ). Она сказала об этом, когда мы сидели в кафе. Из динамика ностальгически доносилась мелодия нашей студенческой юности. Еще минут пять я восторженно рассказывала ей о чем-то очень смешном. И вдруг до меня дошло. Слова начали казаться вязкими и ненужными. Я еле смогла выдавить из себя: «Когда ты получила результаты анализов?» Она долго молчала, а потом горько усмехнулась: «Два месяца назад. Сначала вообще не хотела ни с кем говорить и видеться. Никак не могла поверить, что меня заразил тот, за кого собиралась выйти замуж. Но он и сам тогда еще не знал… Извини, что не призналась тебе сразу. Не хочется думать, что теперь и ты будешь избегать меня, как чумную». И расплакалась…

Когда накануне очередной даты а-ля День борьбы со СПИДом снова и снова публикуют данные, сколько в Украине ВИЧ-положительных мужчин, женщин, детей, сколько жизней уже забрал синдром приобретенного иммунодефицита, все эти цифры, конечно же, пугают. По приблизительным подсчетам, уже у каждого сотого нашего соотечественника есть в крови злосчастный вирус. Не исключено, что в каждой фирме, на каждом предприятии, в каждом многоэтажном доме найдется кто-то, живущий с ВИЧ. Но разве можно сравнить даже с самой безжалостной статистикой признание близкого вам человека? Оно за мгновение переворачивает все твои представления о добре и зле, справедливости и Божьем наказании. Можно только представить, как отреагирует окружение невинной жертвы. Мне приходилось слышать о том, как терроризировали ВИЧ-положительную женщину соседи, случайно узнав о ее статусе от слишком разговорчивой «сочувствующей» медсестры в поликлинике. Кому-то из таких граждан откровенно предлагали сменить работу (хотя ВИЧ не передается ни воздушно-капельным, ни бытовым путем). Некоторые и вовсе вынуждены были переехать в другой город, поскольку их ребенку устроили «вырваные годы» в школе. Кстати, все они — отнюдь не наркоманы и не зарабатывают на жизнь секс-услугами. Они — обычные инженеры, менеджеры, дизайнеры, продавцы и даже… домохозяйки. Просто в их жизни так случилось…

Что бы ни говорили сторонники или противники идеи толерантного отношения к живущим с ВИЧ/СПИД, ситуация зашла в тупик. Украина лидирует в мире по темпам распространения вируса. При таком сценарии, как прогнозируют эксперты, уже лет через десять от СПИДа ежегодно будут умирать как минимум 40 тысяч наших соотечественников. Чтобы этот сценарий не стал реальностью, каждый в ответе не только за себя, но и за своих близких. А поэтому просто обязан протестироваться на наличие вируса иммунодефицита. И если инвестиции для покупки препаратов найти вполне реально, то как преодолеть презрение и ненависть, сопровождающие ВИЧ-положительных в больнице, на работе, а иногда и дома, когда вдруг станет известно об их статусе?

“ВВ”