Дали жару. Как Закарпатье отказалось от централизованного отопления

В двухкомнатной квартире Александра Костенчука, начальника отдела эксплуатации жилфонда и инженерных сетей Ужгородской горадминистрации, уже восьмой год подряд отопительный сезон начинается не в середине октября, как во всей стране, а когда пожелает сам хозяин.

Костенчук был одним из первых ужгородцев, живущих в многоквартирных домах, кто отказался от центрального отопления и заменил его индивидуальным газовым котлом. “Если бы [у меня] было сегодня центральное отопление, то по существующим тарифам я платил бы 500 грн. в месяц, а так я плачу 200 грн.”, – рассказывает еще об одном значительном выигрыше Костенчук.

Прочувствовав плюсы нового вида обогрева, начиная с 2004 года жители Ужгорода стали массово переходить на индивидуальное отопление, и к 2011-му из 33 тыс. квартир здесь обогревались централизованно всего 2,3 тыс.

Местным властям ничего другого не оставалось, как поддержать инициативу снизу и провести децентрализацию теплоснабжения всей области, ведь содержать теплосети стало накладно.

Альтернативой послужили автономные газовые котлы либо электроконвекторы, которые жители устанавливали за свой счет. Бесплатно от государства их получили только малообеспеченные семьи. В целом на децентрализацию было потрачено 35 млн грн., а из областной и державной казны на них ушло лишь 4,5 млн грн.

Так ужгородские чиновники малой кровью совершили коммунальную революцию – избавились от необходимости содержать и модернизировать изношенные теплосети, кстати, представляющие проблему для всей страны.

Однако эксперты не советуют торопиться отказываться от системы ТЭЦ повсеместно. Перестраивать коммуникации в высотных домах и крупных жилых массивах мегаполисов труднее и накладнее.

Тем временем примеру Закарпатья уже последовали небольшие города Луганской, Одесской, Житомирской и Днепропетровской областей.

“Наш маленький город дает государству возможность сэкономить, – резюмирует Виктор Погорелов, мэр Ужгорода. – В Украине сотни городов [с населением до 500 тыс.]. Если бы они перевели свои дома на автономки, это было бы существенное уменьшение проблем”.

Сам себе кочегар

Сергей и Диана Кyлик, а также их маленькая дочь Лилия каждый год с наступлением холодов едва согревались в своей двухкомнатной квартире – батареи были “чуть живые”. В последнюю зиму в разгар февральских холодов они ходили по дому в легких футболках: взамен чугунных радиаторов у Куликов появился конвектор, который им как малообеспеченной семье местные власти установили бесплатно.

“Когда [мы] на работе – [отопление] выключаем, а когда приходим, сразу ставим на максимум, и за 20 минут в квартире жарко”, – рассказывает Диана Кулик. По ее словам, сегодня за тепло у них набегает не больше 200 грн. в месяц, хотя раньше приходилось платить до 600 грн.

Семья Кулик из тех немногих ужгородцев, кому улучшение температурных условий в квартире далось даром. Подавляющему большинству жителей многоквартирных домов пришлось раскошелиться: конвекторы обошлись в 4-6 тыс. грн., а котлы – в 14-16 тыс.

Однако люди на оборудование денег не жалели – оно окупается в течение четырех-пяти лет за счет снижения расходов на отопление в два-три раза. Примерно в той же пропорции уменьшились и государственные траты на тепло снабжение области.

Раньше из-за плохой изоляции труб и большой их протяженности по дороге от котельных до потребителя терялось до 50 % тепла, а теперь область экономит до 1,3 млрд кубометров газа в год, или 170 млн грн., подсчитывает Василий Романец, начальник областного управления ЖКХ.

Отказ от центрального отопления избавил город от комплекса проблем. Например, от необходимости чинить сети после бесконечных прорывов. А это расходы не только на ремонт труб, но и на вскрытие асфальта и замену его новым после завершения работ, подчеркивает Погорелов.

В последнее время коммунальщикам нужно следить лишь за исправностью газовых труб, которые теперь предназначены для питания не только кухонных плит, но и котлов отопления. Для этого пришлось увеличить диаметр труб и оборудовать квартиры дополнительными вентиляционными каналами.

А в домах с электроконвекторами потребовалась полная замена кабелей и системы разводки, не рассчитанных на высокие нагрузки электросети.

Сейчас Ужгород по степенно избавляется от потерявших свое предназначение котельных, которые городские власти распродают бизнесменам.

В центре одного из ужгородских дворов красуется ярко-малиновое одноэтажное здание. Так теперь выглядит здешний коммунальный атавизм, переоборудованный в автомойку.

Когда-то от этой котельной получал тепло детский сад-школа Пpестиж. Его директор Наталья Гриценко описывает тот период эпитетом “страшный”. Температура в помещении не поднималась выше 17 °С, а когда прорывало трубы, что случалось нередко, без тепла приходилось сидеть неделю.

Теперь детей и воспитателей обогревает отдельная модульная котельная, и температуру в помещении можно повышать до 25 °С. При этом в месяц по счетчикам набегает 40 тыс. грн. – вдвое меньше, чем раньше.

Подобной техникой в 2011 году обзавелись все детсады, школы и больницы области за бюджетный счет.

“Мы пошли, может, и сильно радикальным путем, но ушли от этой [неэффективной централизованной] системы”, – резюмирует Погорелов.

Сожженные мосты

Децентрализация отопительной системы, эффективность которой продемонстрировал Ужгород, кажется заманчивой жителям других регионов Украины.

“Чтобы включили отопление, нужно, чтобы двое суток среднесуточная температура была 8 °С. А у нас днем под 20, а ночью – 4-5 °С. И отопительный сезон до сих пор не наступил”, – рассуждает Ольга Алексанина, сотрудница городской администрации крымского Армянска. Она сама, как и большинство жителей этого городка, давно перешла на индивидуальный обогрев квартиры.

Потребителей тепла в многоквартирных домах привлекает возможность платить меньше. Существенный выигрыш возможен из-за разницы цен на газ для предприятий теплоснабжения и для населения – 1,3 тыс. грн. против 724 грн. за 1 тыс. кубометров.

“Конечно же, такая диспропорция только способствует переходу граждан на индивидуальное отопление”, – объясняет Ильдар Газизулин, аналитик Центра перспективных исследований.

К слову, в Западной Европе, наоборот, цены на газ для оптовых покупателей ниже, чем розничные. И хотя украинское правительство пока обещает газовые тарифы для населения не поднимать, эксперты убеждены: это ненадолго.

Идея поквартирного отопления пришла в Украину именно из Западной Европы, однако там, за исключением Италии и Германии, уже начался обратный процесс – возврат к централизованному отоплению.

Европейцы решили, что оно экологичнее, поскольку выбросы крупных ТЭЦ очищаются и рассеиваются в 30-километровой зоне за пределами городов, а выхлопы индивидуальных котлов оседают в городской черте.

Преимущество ТЭЦ перед автономной системой – и в возможности использования различных видов топлива, даже таких экзотических, как бытовые отходы. Кроме того, современные теплоэлектроцентрали более экономичны, чем индивидуальные котельные.

Однако все это едва ли относится к морально и физически устаревшим отечественным ТЭЦ. Плачевное состояние теплосетей, неэффективная теплоизоляция делают потери тепла катастрофическими – до 60%.

Эти потери ложатся финансовым бременем на потребителя, который вынужден оплачивать не только ушедшие в атмосферу гигакалории, но и модернизацию, и замену теплосетей.

Тем временем средств, получаемых от населения, едва ли хватает на поддержание теплосетей в рабочем состоянии. По оценке Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, в Украине в полной замене нуждаются 5,4 тыс. км изношенных теплотрасс, что обойдется в 10-12 млрд грн.

Но опыт Закарпатья нельзя считать универсальной альтернативой модернизации центрального отопления, отмечает Владимир Дерий, гендиректор межотраслевой ассоциации Укртеплокоммун энерго.

Согласно научным расчетам, говорит Дерий, экономически целесообразно переводить на индивидуальные отопительные системы застройку до двух-трех этажей, а все, что выше, выгоднее отапливать централизованно.

Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ, вообще считает закарпатский эксперимент опасным. Мол, ужгородцы сожгли мосты, отрезав себя от ТЭЦ, а также лишившись возможности использовать альтернативные источники энергии.

“Перейти на автономное отопление означает сесть на газовую иглу навсегда”, – убежден Кучеренко.

Также в Минрегионразвития предупреждают, что централизованные системы без капитального ремонта работают в три-четыре раза дольше, чем индивидуальные. К тому же дом, если котлы установлены не во всех квартирах, нагревается неравномерно, что ведет к ускорению износа жилфонда.

“Однозначного рецепта для всех населенных пунктов нет, – резюмирует Ольга Маштакова, помощник главы ведомства. – Необходимо учитывать специфику, руководствоваться здравым смыслом, а не сиюминутной ситуацией, и главное видеть перспективу”

korrespondent.net