На этой неделе 65 лет назад советские войска взяли Берлин
На этой неделе 65 лет назад советские войска завершили штурм Берлина. Об этом сообщали ТАСС, Совинформбюро, корреспонденты газет.
“С первых же часов бои на улицах Берлина приняли, так сказать, многоэтажный характер, – пишет корр. “Красной звезды”. – Они развертываются высоко над землей в коридорах, на лестничных площадках и чердаках больших берлинских домов. Стычки и атаки углубляются под землю – в бетонные погреба и бомбоубежища, в тоннели и подземные станции берлинского метрополитена. Обстановку на фронте и в Берлине сейчас докладывают, обычно в трех измерениях, примерно, так: “Пехота достигла по земле квадрата 281. Противник продолжает сопротивляться на верхних этажах. В квадратах 306 и 274 по тоннелю прошли полтора километра, приблизительно до 220 квадрата”.
“Преодолевая огневое сопротивление и отбивая вражеские контратаки, наши войска очистили от немцев городской район Темпельхоф и овладели аэропортом Темпельхоф. Заняты широковещательная радиостанция, здание Рейхсбанка, авиасборочный завод, электрокабельный завод и другие предприятия”, – сообщило Совинформбюро 27 апреля.
“Почему мы пробираемся вперед, не очищая полностью захваченных кварталов? – говорит журналисту “Красной звезды” командир полка, ведущего бои на улицах германской столицы. – Очень нетрудно, например, взорвать верхние этажи вон того дома. У нас и взрывчатка есть рядом, трофейная. Но у меня имеются сведения, что там немцы держат вроде как бы заложниками около 200 человек – русских, украинцев, белорусов, поляков. Нельзя же своих людей губить. Кроме того, я должен считаться с тем, кто против меня воюет в верхних этажах. Кроме кадровых солдат немецкой армии, воюют фольксштурмисты, полицейские, которые до сих пор регулировали уличное движение, пожарники. Как только осажденный дом остается в нашем тылу более чем за пять кварталов, то они немедленно капитулируют, так что нам нет особого смысла затягивать бои внутри дома”.
“Герман Геринг подал в отставку с поста командующего германскими ВВС, мотивировав это “болезнью сердца”, – передал корр. ТАСС из Стокгольма. – Гитлер “удовлетворил просьбу Геринга” и назначил на его место генерала Риттер фон Грейма”.
Из Рима 27 апреля агентство сообщило, что “сегодня итальянские патриоты арестовали в окрестностях озера Комо Муссолини”. На следующий день фашистского диктатора расстреляли. 28 апреля ТАСС из Лондона сообщил, что “американские войска захватили в плен брата Геббельса – Ганса Геббельса в то время, когда он хотел скрыться из Дюссельдорфа. Ганс Геббельс является старым гитлеровцем”.
Войска 1-го Украинского фронта вели уличные бои в юго-западных районах Берлина. Взломав немецкую оборону, части фронта соединились с войсками 1-го Белорусского фронта. “Развернувшись фронтом на восток, советские бойцы разгромили немцев, оборонявших сортировочную станцию метрополитена. Заняты площадь “Адольф Гитлер”, пять станций метро и другие опорные пункты гитлеровцев”, – сообщило 28 апреля Совинформбюро.
“Красноармеец Акопян толом взорвал баррикаду, отлитую из бетона в виде цельного прямоугольника, – описывает “Правда” уличный бой в Берлине. – В образовавшуюся брешь, тяжело переваливаясь, вошел танк с автоматчиками на броне. Машина гусеницами раздавила фашистского пулеметчика, втиснув его вместе с пулеметом в крошево асфальта и железных обломков. Автоматчики убили двух фауст-патронщиков. Командир орудия Иван Селезнев прямой наводкой вывел из строя новенькую противотанковую пушку, которая так и не сумела сделать ни одного выстрела. Так были завоеваны 10 метров. А рядом, в сохранившемся доме, шел многоярусный бой. На первом и четвертом этажах были наши бойцы; в подвале же, на втором и третьем этажах – немцы. С этажа на этаж летели гранаты, автоматные очереди прошивали полы и потолки”.
“В уличном бою, особенно в таком большом городе, как Берлин, обзор чрезвычайно сужен, – пишут “Известия”. – Поэтому в мелких подразделениях важную роль играют связные. Они предают распоряжения командира, докладывают ему при возвращении о том, где и как действуют бойцы”. Связной командира батальона красноармеец Жмурко рассказал журналисту: “Я облазил много домов и дворов в поисках командиров, которым должен был передать приказы. Не раз при этом мне приходилось драться с немцами, чтобы пробить себе дорогу. Но я успевал все сделать во время”. На площадях, в скверах и участках, где дома разрушены, основная тяжесть борьбы ложиться на плечи наших артиллеристов и танкистов. Здесь более широкий обзор и они имеют возможность огнем диктовать свою волю врагу”.
“Красная звезда” пишет о боях в берлинском метрополитене: “Обнаружив немцев ночью в тоннеле, советские саперы быстро замуровали его в двух местах, преградив немцам путь вперед и назад. Два дня сидели гитлеровцы в ловушке, а на третий капитулировали. Здесь было взято в плен 120 рядовых и 4 офицера.
30 апреля Гитлер в бункере Рейхсканцелярии покончил жизнь самоубийством. 1 мая советские войны Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили флаг на крыше Рейхстага, а 2 мая оборонявший Рейхстаг немецкий гарнизон капитулировал.
“На улицах и во дворах часто можно видеть вполне исправные машины, с которых сняты колеса, – пишет корр. “Известий” из Берлина. – Оказывается, перед появлением Красной Армии у стен германской столицы был издан секретный приказ о сдаче автомобильных колес с частных машин в полицию в целях предотвращения повального бегства из Берлина. Один такой склад колес от различных машин захвачен во дворе полицейского управления в Марцане. Примечательно, что у очень многих пленных, взятых в боях на улицах Берлина, в вещевых мешках оказалась припрятанной гражданская одежда”, – добавляет журналист.
“Бронетанковые части союзников продвигаются к Мюнхену с севера, – информирует ТАСС о ситуации на Западном фронте. – Восточнее союзники удерживают десятимильный участок на берегу Дуная. В “мешке” южнее Штутгарта занят ряд городов, “мешок” ликвидируется. Союзники достигли моря у голландско-германской границы, тем самым изолировав группировку немцев в районе Делфзейла”.
Известия” публикуют подробности встречи с союзниками на Эльбе. “Преследуя немцев, наши бойцы переправились через реку, и вскоре заметили большое здание, на котором развевался американский флаг. Из дома выбежали американцы. Послышались возгласы: “Москва! Америка! С молниеносной быстротой разнеслась по всему фронту радостная весть о том, что передовые части наших войск и 1-й американской армии сомкнулись. На одном из участков, где произошла встреча, первым с нашей стороны пожал руку американцу – лейтенанту Коцебу, студенту из штата Техас – старший лейтенант Голобородько, в прошлом слесарь с Полтавщины. На втором участке то же сделал капитан Неда, приветствовавший лейтенанта американской армии Робертсона”.
“Красная звезда” также рассказывает об общении американских и советских офицеров на Эльбе. “Чувствуется простая, товарищеская атмосфера. Переводчиков мало. Но товарищи по оружию быстро находят общий язык. Особенно оживленно беседуют офицеры штабов двух корпусов. Командующие артиллерией с помощью чертежей, технических терминов, которые звучат почти одинаково на русском и английском языках, говорят о своем деле”.
ТАСС распространил сообщение, в котором “ответственными советскими кругами подтверждается” заявление канцелярии британского премьера о том, что на предложение Гиммлера о сепаратной капитуляции “правительства Англии и Соединенных Штатов ответили, что они примут безоговорочную капитуляцию только перед всеми союзниками, включая Советский Союз”. Советские газеты публикуют сообщение о том, что “в соответствии с решением правительства с 30 апреля с. г. в Москве отменяется затемнение и разрешается нормальное освещение улиц, жилых домов и других зданий”.
ИТАР-ТАСС