“Ах ты, гадина…” Стоп, снято!
Такое явление массовой культуры, как «народный кинематограф», кануло в лету вместе с СССР. На смену жизненному мелодраматизму фильмов «Служебный роман» и «Москва слезам не верит» пришли сериалы и блокбастеры. А когда народ «наелся» и этим добром, ему подкинули настоящее «видеоэкстази» — реалити-шоу.
Первый сокрушительный удар по зрительским нервам нанес пресловутый «Дом-2». Подростки открыв рты созерцали матерные перепалки и привселюдные сексуальные игры участников. А новые кумиры гастролировали по стране, собирая дворцы спорта покруче «Ласкового мая». 16-летние девочки и мальчики ссорились, «как Степа с Водонаевой», объявляли себя бисексуалами, наслушавшись монологов Солнца (кто не в курсе — это девушка такая). Телебоссы потирали руки, нащупав золотую жилу: минимум вложений — максимум прибыли! Зачем тратиться на песни и пляски, если можно просто показывать реальную жизнь людей, помещенных в нужные этим самым телебоссам обстоятельства?
Со мной наверняка могут не согласиться поклонники одного из самых популярных сегодня реалити-шоу «Обмен женами». Когда британские супервайзеры, владельцы формата Wife swap, который уже распространился по 47 странам мира, приехали в Киев, они просто обзавидовались отечественным продюсерам шоу. Дескать, по сравнению с Британией, где социальный уровень людей примерно одинаков, а быт сельского жителя мало отличим от городского, в Украине с ее социальными и культурологическими перепадами — просто эльдорадо!
Будем объективны: благодаря шоу многие сравнили свой жизненный устой с теми, что демонстрировались на экране. Кто-то начал больше ценить свою половинку, наблюдая за тем, в каких чудовищных условиях — в моральном, материальном и прочих смыслах — живут люди. Лично я, посмотрев сюжет, в котором жительница Черкасской области приехала в русско-татарскую семью в Ялту, навеки зареклась покупать чебуреки с рук в Крыму. Антисанитария, в условиях которой они готовились, отбила аппетит к ним навеки. Но факт остается фактом: в каждой передаче мы наблюдаем стрессовые ситуации, в которые попадают героини и их «новые семьи». Жалко детей, на глазах которых происходят все эти перепалки, жалко их новых «мам», которые в большинстве своем соглашаются на этот эксперимент ради восьми тысяч гонорара.
Кстати, опрос участников британского «Обмена женами» показал, что почти все они сожалеют, что впустили чужаков в свою семейную жизнь. В коротких интервью для газеты «Дейли мейл» они признавались, что их жизнь уже никогда не будет прежней.
Совершенно очевидно, что, соглашаясь «попасть в телевизор», многие отождествляют реалити-мир с жизнью. Забывая, что это лишь игра, эксперимент, проверка поведения личности в замкнутом пространстве под воздействием внешних условий.
В обществе с повышенным уровнем агрессии наблюдение «в замочную скважину» за социальными конфликтами, на мой взгляд, — бомба замедленного действия. Одним из наиболее вопиющих примеров в этом «сегменте» является реалити-шоу «Здравствуйте, я ваша мама!». Что может развлечь народ лучше, чем созерцание перепалок тещ с зятьями и внуками? Разве что борьба восьми бездетных семей за право заполучить суррогатную маму. Это не неудачная шутка, господа, это очередное реалити-шоу, готовящееся нынче к запуску.
Кстати, в Индии, где жизненный уровень населения, как известно, довольно низкий, правительство запретило показывать реалити-шоу до 23.00. Мотивация: настойчивые требования родителей защитить детскую психику. Американские продюсеры популярнейших мировых шоу при этом не смогли (хотя и пытались) поменять решение властей.
Между тем за пределами Индии все вышеназванные шоу продолжают бить рейтинговые рекорды. The show must go on?
Татьяна НАРОЖНАЯ, газета «Вечерние Вести»