Закарпатье: В 1960 году бульдозерами были снесены все здания Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Иза-Карпутлаш

В селе Изе вместе с возрождением святого Православия возродилось и монашество, которое разделилось на две отдельные группы: юноши и девушки. В начале 1990 годов монахи начали возвращаться в родную обитель.

По окончании Первой мировой войны в Изу возвратились с России иеромонахи Алексий, Амфилохий и Матфей, что ознаменовалось началом строительства иноческих обителей. Тогда-то и получил свое организационное начало Свято-Николаевский мужской монастырь в  Изе.

В 1920 г. с уходом румынских  властей из Подкарпатской Руси и приходом на их место чехословацких, вышеуказанные священнослужители решили построить у  себя на родине монастырь по образцу русских обителей.

В том же году, по благословению владыки Досифея и началось это строительство, для которого народ добровольно жертвовал необходимые средства.

Первыми насельниками монастыря, кроме вышеперечисленных отцов являлись следующие лица:

Кундя Георгий;
Прокоп Василий;
Сымулик Василий;
Вакаров Юрий;
Иваняс Иван;
Бынь Димитрий;
Слава Юрий;
Барна Дмитрий.
 

Строительство храма обошлось братии в полмиллиона чешских крон. Работой руководил монах Матфей,  который с братией монастыря день и ночь трудились, чтобы довести святое дело до конца.

В 1921 г. перед праздником пророка Ильи из Югославии в Закарпатье прибыл еп. Досифей, который сейчас же приехал в Изу, как центр православного движения.

17 августа 1921 г. было открыто по благословению владыки первое монашеское собрание, на котором по просьбе братии был избран в игумены монастыря о. Алексий (Кабалюк),  а на следующий день (18 августа) еп. Досифей освятил новопостроенную церковь и совершил в ней первую Божественную литургию, на которой возвел о. Алексия в сан игумена. 19 августа,  в день Преображения Господня, в той же церкви был открыт первый Собор Православной Церкви Подкарпатской Руси.

После освящения церкви в ней началось регулярное служение монастырской братии, которая с каждым днем увеличивалась; так, 21 апреля 1922 г. в сане иеромонахов возвращаются и становятся насельниками монастыря Д. Кеминь и М. Сомош.

Вскоре появилась острая нужда в постройке нового корпуса. Поэтому 5 февраля 1925 г. состоялось монастырское собрание, на котором было решено построить при монастырской церкви одноэтажный  дом, а также избрать монастырское правление во главе с игуменом, членами которого стали иеромонахи — Амфилохий, Матфей, Дмитрий и Варлаам.

После собрания между братией произошло разногласие по вопросу, — где именно строить указанный корпус. Большая часть братии считала, что монастырь должен находится не в селе, а где-нибудь вдали от мирской жизни, с чем согласились и остальные; к тому же из епархиального управления  поступило распоряжение строить монастырь вне Изы.

15 мая того же года было созвано очередное собрание монастырской братии, которая в то время уже состояла из: «одного архимандрита, 12-ти иеромонахов (временно действующих на приходах), 2-х иеродиаконов, 5-ти монахов  и 18-ти послушников, по поводу постройки для братии жилого дома».1 Понимая, что  монашеская жизнь  должна протекать в отдалении от мирской  жизни, собрание решило построить монастырский корпус с домовой церковью вне Изы, приблизительно в 4-х км. от села. После этого, собрание решило обсудить вопрос об избрании настоятеля монастыря, т. к. о. Алексий в 1924 г. был избран председателем «Духовной Консистории».

Кандидатов в настоятели монастыря было два  — отцы Амфилохий и Матфей. Тайным голосованием был избран о. Амфилохий, но ввиду того, что он был в это время настоятелем приходской церкви в Изе и одновременно руководил постройкой  женского монастыря в Липче, то он от предлагаемого ему настоятельства отказался, а вместо себя предложил о. Матфея, на что братия и о. Матфей дали согласие.

Иеромонах Матфей заверил братию, что в скором времени начнет работу по намеченному собранием плану. Через некоторое время о. Матфей поехал в Сербию  к еп. Досифею, куда привёз с собою и протокол монастырского собрания. 17 мая 1925 г. он был возведен там владыкой в сан игумена.

Но, между братией снова возникло разногласие относительно места постройки монастыря. В конце концов, было решено построить монастырь в окрестностях села Изы, как центра православного движения.

И Бог устроил так, что один из жителей села, Георгий Кеминь – отец иеромонаха Дмитрия, сам пришёл в монастырь и предложил для постройки его земельный участок, который он еще прежде наметил отдать своему сыну-иеромонаху. Участок этот находился на востоке от Изы в местности «Карпутлаш» (венгерское вознаграждение), между селами Нанковом и Изой.

По этому поводу 10 августа 1925 г. опять состоялось собрание, на котором единогласно решено «поставить корпус на земле Георгия Кеминя, родителя иеромонаха Дмитрия, с тем условием, чтобы названый Георгий Кеминь официально перевел эту землю на братство Свято-Николаевского монастыря. Корпус должен быть построен вместе с домовой церковью, которая по общему решению братии будет в честь Успения  Божией Матери».

После этого решения братия энергично взялась за намеченную работу и начала приготовлять материалы, необходимые для постройки будущего корпуса на 12 келий и домовой церкви. В монастырской кассе в это время оказалось всего 35 тысяч чешских крон, а на постройку по сметам нужно было 125 тысяч. Видя такое критическое положение, игумен Матфей разослал воззвание к монастырской братии, которая в это время за недостатком белого духовенства временно обслуживала приходы, прося их уделить денежную помощь для своего монастыря. Братия живо откликнулась на этот призыв, и через некоторое время в монастырской кассе оказалось еще 40 тысяч чешских крон.

С этой суммой и началась 15 августа 1925 г. постройка будущих монастырских зданий, а 30 ноября 1925 г. постройка была закончена. Ввиду того, что во время строительства непрестанно шёл дождь, и стены очень медленно сохли, братия (18 человек) переселилась окончательно в монастырь только 18 декабря 1925 г.

Некоторые из братии уходят на святую Гору Афон.

В день Святителя и Чудотворца Николая, покровителя новопостроенного монастыря, 19 декабря 1925 г. архимандрит Алексий, по благословению еп. Досифея, освятил престол в новопостроенной церкви Успения Богоматери. В тот же день о. Матфей снова послал воззвание к братии, прося их взять на себя часть монастырского долга, который к этому времени возрос уже до 50 тысяч. Помощь вскоре поступила.

В том же году районное начальство разрешило иметь при монастыре кладбище для погребения монастырской братии.

29 июня 1925 г. о. Матфей за плодотворную деятельность на ниве св. Православия был возведён в сан архимандрита еп. Досифеем в г. Нише (Сербия).  Возвратившись из Сербии, он начал разрабатывать монастырский устав, на основании которого должна была строиться дальнейшая жизнь монастыря.

Когда устав был оформлен, о. Матфей созвал 31 августа 1925 г. учредительное собрание, чтобы этот устав был принят и одобрен всей братией. В этом собрании приняли участие следующие члены монастырской братии:

Архим. Алексий;
Архим. Матфей;
Игумен Амфилохий;
Иером. Дмитрий;
Иером. Пантелеимон;
Иером. Ефрем;
Иером. Евфимий;
Иером. Пахомий;
Иером. Арсений;
Иером. Варлаам;
Иером. Николай;
Иером. Дамиан;
Иерод. Афанасий;
Иерод. Макарий;
Иерод. Василий;
Иерод. Феофан;
Мон. Онуфрий;
Мон. Герасим;
Мон. Владимир;
Мон.Серафим.
Монастырский устав был принят братией обители и отправлен на утверждение духовным и гражданским властям. 1

В следующем 1927 г. братия начала строить  второй корпус, при котором была пристроена малая зимняя церковь в честь св. Иоанна Предтечи, что обошлось в 40 тысяч чешских крон. В том же году был построен при монастыре и большой сарай.

В 1932 г. стараниями еп. Дамаскина чехословацкое правительство признало законными 115 наших православных приходов, а также и монастыри. Свято-Николаевскому монастырю было выдано удостоверение о его законом существовании, следующего содержания:

«Епархиальное Управление Мукачевско-Пряшевской Православной Епархии сим удостоверяет, что Свято-Николаевский мужской монастырь, что при селе Изе, во главе с о. Матфеем, как настоятелем этого монастыря, является монастырем, законно утвержденным Епархиальным Управлением и, следовательно, имеет право, как юридическое лицо, владеть движимым и  недвижимым имуществом. Это право указано в уставе вышеуказанной Епархии, утверждённым Министерством Советов 6-6-1929 г. и Министерством Народного Просвещения и школ 6-12-1929 г., за №161181-29 г. Епархиальное Управление Секретарь С . Ряснянский».

Свято-Николаевский монастырь, как центр православного монашества, пользовался среди народа и духовенства, а особенно у еп. Дамаскина, большим авторитетом. В этом монастыре с 1933 по 1937 гг. функционировали пастырские курсы для духовенства.

Отец Матфей при участии братии  устроил в 1945-1947 гг. в ограде обители кирпичную часовню.

В 1950 г., в день св. Дмитрия Солунского, для монастыря был куплен за 20 тысяч рублей большой 3-х тонный колокол.

За указанный период из монастыря вышло около 40 иеромонахов и один епископ Дорофей, которые оказались неутомимыми тружениками на ниве Христовой. В монастыре постоянно проживало от 10 до 30 человек братии.

В советский период, в 1954 г., имущество монастыря было конфисковано; в 1960 г. бульдозерами  были снесены все здания и на их месте построена туберкулёзная   больница.

В начале 1990 г. монахи начали возвращаться в родную обитель.

karputlash.com.ua