Наши в США: Украинцы боятся ездить на красный свет, экономят на жилье и смотрят сериалы на русском
Украинцы все больше зарабатывают за границей. За последние 10 месяцев сумма переводов в нашу страну выросла на $2,56 млрд по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году — и составила $4,5 млрд.
Больше всего наших нелегально проживает в России, Италии и Испании (см. инфографику). Многие едут по туристическим визам или на учебу, а потом остаются. «Сегодня» разыскала украинцев, которые живут на птичьих правах в США, Италии и Франции.
МЕЧТА О НЬЮ-ЙОРКЕ. 24-летняя Кристина из Днепропетровской области живет в штате Айова уже 3 года, но хочет когда-нибудь переехать в Нью-Йорк: «Я много лет мечтала о Штатах. Сначала приехала по программе Work&Travel, проработала лето, получила права и вернулась обратно в Украину. Через год поехала в Штаты по той же программе — и осталась. Нашла работу официантки, сначала получала чуть больше минималки — $1000, сейчас — почти вдвое больше. Даже купила побитую машину и пошла учиться в колледж на веб-дизайнера. Благодаря тому, что у меня есть ID-код (в правах), плачу налоги. Попросить вид на жительство смогу еще через 2 года — надо будет доказать, что я исправный налогоплательщик и не нарушала никаких законов. Даже за проезд на красный свет могут депортировать. Очень скучаю по друзьям, наши тут — друг другу волки. Но здесь все равно лучше, чем в Украине — там я работала переводчиком и получала копейки».
БЕЗ ПРАВ. 30-летняя Евгения в Италии работает уже 5 лет: «Работала нянечкой, ухаживала за стариками, на большинстве работ приходилось вкалывать за небольшие деньги. А на одной даже не заплатили за 2 месяца — хозяйка сказала, что я плохо работала, хотя я спала всего по 5 часов — и дом убери, и за детьми проследи, и есть им приготовь. Сейчас работаю на семью порядочную, они мне неплохо платят. Но помочь с легализацией не хотят — им тогда бы пришлось мне больше платить. Знаю, что нашим приходится непросто — на украинок смотрят как на товар. Но мы друг друга поддерживаем — кто живет недалеко, выбираемся вместе посидеть, пообщаться.
Приходится на всем экономить, иначе никак не помогу семье — у меня в Ровно мать пожилая и маленький сын. Надеюсь перевезти ребенка в Италию. В Украину бы вернулась, но там нет работы. Я по образованию учитель украинского языка, а вы сами знаете, как у нас платят учителям».
СПАСАЮТ СЕРИАЛЫ. 48-летняя черкасчанка Валентина живет в Париже (во Франции проживает около 12 тысяч украинцев, 5 тысяч — нелегально), куда перебралась из Португалии. Несмотря на неурегулированный статус, ее не депортировали благодаря ребенку — пока он ходит в школу, ее не имеют права выслать из страны. Снимает 4-комнатную квартиру, но 2 комнаты сдает и поэтому платит за жилье всего 300 евро (вся квартира стоит около 1000): «Приходится крутиться и придумывать вот такие хитрости, чтобы больше оставалось на жизнь».
Сейчас хочет подать документы на вид на жительство и надеется потом добиться гражданства Франции. В Украину не хочет: «Я там много лет торговала на рынке, крутилась как могла, но ничего не добилась, а тут получилось найти работу на швейной фабрике — доход около 2 тысяч евро, ребенка могу прокормить. Наших тут мало, но я смотрю сериалы на русском в интернете, общаюсь в Skype с друзьями из Украины». www.segodnya.ua