Почему Яндекс обгоняет Google?

Поисковая система – как пиво: если ее нет, о качестве и вкусах спорить бесполезно. Что средний потребитель знает о пиве? Светлое или темное, свежее, желательно холодное, а дальше – область личных предпочтений. Что средний пользователь знает о поисковой системе? Очевидную истину – с неё “начинается интернет”. А ещё – в Рунете есть “Яндекс” (65,37% по данным Netchart) и есть Google (21,24%). Здесь уже сложнее. Безусловный мировой лидер Google, походя покоривший славяноязычную Украину, в России, похоже, не спешит перехватывать инициативу у “Яндекса”.
Языковой барьер (то есть проблемы с морфологией) Google преодолел ещё в 2007 году, что позволило ему быстро завоевать дополнительные 12% российского рынка (с 6% в 2006-м до 18% в начале 2008-го) и потеснить “Яндекс”. Последний в ответ внедрил новую технологию поиска и пересмотрел политику технической поддержки – и с середины 2009-го начал набирать обороты. Что характерно, аналитики уверены, что “Яндекс” сохранит лидерство в ближайшие 3-4 года.
Google же заявил о себе в конце 2009 – начале 2010-го партнерским соглашением с Mail.Ru и запуском “сугубо российского” сервиса “Google Покупки” (февраль 2010 года), который кажется не слишком резвой или оригинальной реакцией на сервисы “Яндекс.Маркет”, “Товары@Mail.ru” и Price.ru. На популярность Google в России такая активность пока не повлияла.
В начале 2009 года представители российского Google уверяли, что Россия для крупнейшего поисковика в мире является “ключевой страной”. В “Яндексе” поддерживают мнение конкурента: “Компания пришла в Россию несколько лет назад – локализовала свои сервисы, открыла офис разработки и офис продаж, провела несколько рекламных кампаний (чего, кстати, до России особенно не делала), запускает проекты в России и т.д. Так что судите сами, есть ли интерес”. Парадокс: интерес к рынку у американского гиганта велик, возможности для его завоевания есть, а рейтинг – умеренный.
“Google слишком поздно пришёл на российский рынок – когда у локальных игроков, в первую очередь у “Яндекса”, уже были и большая аудитория, и отработанные технологии, и достаточные финансовые ресурсы для дальнейшего развития”, – уверен руководитель проекта LiveJournal Russia Борис Овчинников. По мнению аналитика, масштаб рынка и сильная программистская школа позволили российской компании создать качественный продукт. Не меньшую роль играет и понимание особенностей местного рынка, потребностей аудитории.
Пресс-служба “Яндекса” скромно соглашается: “Мы просто стараемся делать хороший продукт. Качественный поиск, с нашей точки зрения, тот, который умеет понимать пользователя (даже если, например, запрос широкий и неоднозначный, или если он набран с ошибкой), который даёт ему быстрый и полный ответ, интерфейс которого прост и удобен, и т.д. Лучше понимать запросы нам помогает, например, знание региона пользователя – наш поиск учитывает этот фактор и умеет показывать результаты по геозависимым запросам с точностью до города. У мировых поисковых систем масштаб – это страна”.
Заказчики и потребители контекстной рекламы усматривают в популярности российского поисковика “дань традиции”: как сказал один из участников форума Searchengines.ru, в SEO-среде принято делать акцент на “Яндекс”.
SEO-эксперт Алексей Набережный этого мнения не отрицает: “”Яндекс” – самый загадочный поисковик для предприимчивых людей. В первую очередь все хотят попасть в топ поисковой выдачи “Яндекса” и только потом – в топ выдачи Google. Скажу больше, серьёзные SEO-компании могут гарантировать попадание в Google Топ-10 и ничего не смогут пообещать относительно “Яндекса”. Поисковые механизмы “Яндекса” постоянно меняются, все его секреты остаются актуальными лишь несколько недель. В результате себестоимость успеха продвижения коммерческого проекта в “Яндексе” гораздо выше, нежели в Google, – и скрипя зубами, бизнесмены тратятся на “Яндекс””.
Значит, помимо эффективных пользовательских инструментов типа “Яндекс.Маркета” существует “национальный колорит” и, кто знает, “национальное лобби”?
По словам генерального директора “Яндекса” Аркадия Воложа, компания стала “частью инфраструктуры страны” – что налагает определенную ответственность, в том числе и на уровне взаимодействия с государственными органами.
Явного контроля со стороны Кремля не наблюдается, но очевидно брожение умов, всерьёз растревоженных призраком “Кремляндекса”. Впрочем, эксперты, да и сам “Яндекс” тоже, единодушно сомневаются в эффективности “правительственного поисковика”. И правильно, мы ведь не в Китае. Рунету, говорят эксперты, не светят “китайская” цензура и близнец поисковика Baidu, тесно сотрудничающего с китайскими властями.
Здесь, кстати, вспоминается легенда о китайском пиве. Дескать, в свое время строили что-то немцы в Китае – а поскольку те без пива не могут, то построили и пивоварню, для своих. А китайцы пиво оценили и полюбили настолько, что сейчас в Поднебесной работают около 400 пивоваренных заводов. И марки пива в Китае – сугубо свои. А немецкого вроде как и нет. А когда пива нет – то и конкуренции нет, и обсуждать нечего. Разве что уход Google с китайского рынка, намеченный на 10 апреля.
Низкие рейтинги поисковика в России вполне вписываются в концепцию Google о глобальности продукта, согласно которой первичен набор глобальных сервисов, технологии, эксперименты и инновации – вроде Google Goggles. Локализация же – вторична, хотя и важна для освоения и удержания рынка. Будет цельный, универсальный розничный продукт – и Россия подтянется.
В Google, правда, от комментариев по этому поводу воздержались. По словам Владимира Долгова, генерального директора российского подразделения, такова политика компании: “Любое опрометчиво сказанное слово отражается на репутации”. Впрочем, опрометчиво не сказанное – тоже.
Сomputerra.ru