The Financial Times: Янукович направляет Украину по курсу “Путин Light”

Жасминовая революция в Тунисе может вдохновить арабские реформистские движения. В то же время, она вряд ли поможет оппозиции в бывшем Советском Союзе. Здесь новый год начался плохо для демократии.
Подавление политической оппозиции в Беларуси после инсценированных предрождественских выборов было наиболее циничным в Европе за многие годы. Однако, это не единственный признак подрыва демократии на восточных границах Европейского союза.

Во время жестокой борьбы с протестами в Минске семь из девяти кандидатов в президенты от оппозиции были арестованы вместе с более чем 600 другими лицами. К этому следует добавить месяцы изменения курса на противоположный в соседней Украине – от Оранжевой революции 2004 года, символа демократии в регионе – и с избранием в феврале прошлого года про-российского Виктора Януковича на должность Президента.

В то же время, Россия, вступая в избирательную фазу в период Рождества, использовала жесткие тактики против оппонентов, действующих за пределами «управляемой» демократии.

Такое развитие событий создает дилемму для ЕС и отражает ограниченность «мягкой» силы блока из 27 наций. Наконец, ЕС потратил два года на ухаживание за Александром Лукашенко, Президентом Беларуси, предлагая помощь в обмен на реформы.

Эти три страны отличаются важным образом. Лукашенко сопротивляется русской или украинской формам олигархического капитализма, удерживая экономику в значительной степени в руках государства. Его отношения с Владимиром Путиным, российским Премьером, кроме того, является примером взаимной неприязни – хотя Москва терпит его и субсидирует белорусскую экономику в обмен на пребывание в сфере интересов России.

Тем не менее, они используют аналогичные методы сохранения власти. «Путинизм» позаимствовал некоторые из методов, которые Лукашенко использовал для укрепления власти в 1990-х годах, а Янукович направляет Украину туда, что системные аналитики назвали «Путин-Lite».

Наиболее яркой последней тенденцией во всех трех странах является рост готовности запугивать и сажать оппонентов посредством применения выборочного правосудия. Четыре белорусские кандидаты в президенты все еще в заключении и под угрозой осуждения на долгие годы по обвинению в организации беспорядков.

В России Михаил Ходорковский, бывший олигарх, находящийся в тюрьме, был oсужден 30 декабря еще на семь лет заключения за абсурдно преувеличенными новыми обвинениями.

Днем позже Борис Немцов, заместитель Премьер-министра РФ в 1990-х годах, был одним из нескольких оппозиционеров арестованных во время предновогодних протестов. Лишь на 15 суток – но, очевидно, это выстрел предупреждение для потенциального кандидата в президенты.

В Украинe в тот же период прокуроры обвиняют Юлию Тимошенко, бывшего премьер-министра и в настоящее время наиболее значительного оппозиционера, в злоупотреблении государственными средствами. Почти десять ее бывших сторонников были арестованы по аналогичным обвинениям.

Правительство настаивает на том, что это кампания против массовой коррупции – хотя выглядит так, что эта борьба касается только окружения Тимошенко.

Четко сформулированы предупреждения со стороны ЕС и США, которые ожидают, чтобы Украину уважали верховенство закона, возможно, убедят Киев не сажать Тимошенко. Но между строк, рычаги давления ЕС ограничены, его влияние убывает.

Страны, выходящие из авторитарного правления больше не могут надеяться на преждевременное приглашение начать переговоры о вступлении, как это доказало затягивание ЕС по отношению к пост-оранжевой Украине.

Правительства, кроме того, могут обращаться к другим источникам поддержки. Москва вновь имеет деньги на поддержку своих внешнеполитических амбиций, Китай охотится за влиянием. Эндрю Уилсон, эксперт по Беларуси в Европейском Совете по международным отношениям, утверждает, что Пекин в последние годы предлагал Беларуси помощь и торговые кредиты на сумму около 6 млрд долларов США.

ЕС готов возобновить санкции против правительства Лукашенко, с выводом о том, что не будет никаких отношений с руководством Беларуси, пока лидеры оппозиции остаются в тюрьме.

Что касается Украины, имеет смысл продолжения переговоров о зоне свободной торговли. Такое соглашение может принести выгоду Украине и связать ее с европейскими стандартами, по крайней мере в отношении торговли и инвестиций.

Важным примером является Молдова. Бывшая советская республика с населением в 3,5 тысячи людей между Румынией и Украиной выбрала про-российское руководство в 2009 году, но проевропейское правительство чрезвычайно мощно пытается консолидировать власть.

Некоторым успехом ЕС в укреплении демократии в регионе может быть консолидация в связи с нарушениями в Беларуси и Украине. Однако после нескольких надежд, связанных с «цветными» революциями это чрезвычайно малое достижение.

The Financial Times