CША спасли доллар, но потрепали свой имидж
У Обамы призрачные шансы на переизбрание, а мир заговорил о резервной валюте
Конгресс и Сенат США отменили дефолт — после сложных переговоров, из которых республиканцы вышли победителями, сенаторы и конгрессмены проголосовали за законопроект, повышающий максимально допустимый уровень госдолга на $2,4 трлн при нынешнем уровне в $14,3 трлн. И хотя теперь, чтобы решение стало законом, Барак Обама должен подписать одобренный документ (в этом сомнений нет), уже точно можно всем вздохнуть с облегчением.
Всем, но не Обаме. Во-первых, по новому закону его правительство взяло на себя обязательство за 10 лет сократить бюджетные расходы на $2,1 трлн, одновременно отказавшись от аннулирования льгот для богатых граждан США и крупных корпораций. На этом особо настаивали республиканцы (вице-президент Байден заявил, что республиканцы на переговорах вели себя, как террористы), за которых всегда охотно голосуют обеспеченные американцы. После окончательного утверждения законопроекта расходы казны должны сразу же уменьшиться на $917 млрд. А это не позволит Обаме начать реализовывать реформы системы соцобеспечения и затормозит медреформу, которые были главными предвыборными обещаниями Обамы. И в дальнейшем республиканцы не дадут ему расслабиться — закон предусматривает создание двухпартийного комитета (его уже прозвали «суперкомитет»), который и будет решать, за счет чего урезать бюджет в будущем. Уже известно, что республиканцы будут до последнего отстаивать существующие оборонные расходы.
«ДА, МЫ МОЖЕМ, ЕСЛИ ЭТОГО ЗАХОТЯТ РЕСПУБЛИКАНЦЫ»
В преддверии новой избирательной кампании все это — существенный удар по позициям лидера Демократической партии. «Весьма вероятно, что избиратели в 2012 году сделают выбор в пользу кандидата-республиканца — раз все равно в стране решения принимаются ими», — сделала вывод The Times. Издание Die Presse обыграло предвыборный лозунг Обамы «Yes We Can!», выйдя вчера с заголовком: «Да, мы можем, но если этого захотят республиканцы».
Во-вторых, после истории с мучительными родами спасительного законопроекта к Штатам кардинально изменилось отношение на международной арене, с чем Обаме придется столкнуться в ближайшее время. «Хотя полномасштабный кризис и не произошел, но произошел сдвиг в сознании финансистов, государственных лидеров, мировой хозяйственной элиты. Самое главное, что теперь уже США не могут и не будут рассматриваться как абсолютно надежный и беспроблемный финансовый центр экономического доминирования в мире (все теперь знают, что в Штатах возможны проблемы), а национальные экономики лишились абсолютной защищенности от возможных кризисов, — объяснил «Сегодня» разницу между США до 2 августа и после украинский политолог Вадим Карасев. — Хотя альтернативы сегодня и нет, но в то же время уже нет ощущения полной надежности государственных казначейских бумаг США, их финансовой и политической системы. Поэтому сейчас другие страны и другие экономические центры начнут думать над тем, что может стать альтернативой доллару».
Собственно, еще накануне голосования в Конгрессе премьер России Владимир Путин вновь предложил рассмотреть вопрос о резервной мировой валюте, отметив, что рубль уже фактически является таковым для ряда стран СНГ. А наблюдатели отмечают, что на фоне шатающейся экономики Штатов крепнуть будет в первую очередь китайский юань.
ДЕФОЛТ МОЖЕТ БЫТЬ ЗИМОЙ
Призрак технического дефолта может вернуться зимой, поскольку повышение планки госдолга США должно происходить в несколько этапов. Немедленное повышение составляет $917 млрд, что позволит избежать нынешнего дефолта. Далее до конца года планируется поднять планку еще на $1,5 трлн, и это повышение нуждается в очередном обсуждении «суперкомитета», одновременно с подробным планом сокращения дефицита. А как показывает нынешняя ситуация, именно вопрос сокращения расходов стал самым спорным моментом между демократами и республиканцами.
К тому же, по подсчетам ведущих мировых рейтинговых агентств, для стабилизации показателя дефицита бюджета Америке нужно сократить расходную часть казны на $4 трлн, а не на оговоренные $2,1 трлн. Все это не вселяет уверенности в крупнейшую мировую экономику, и рейтинговые агентства не исключают, что в ближайшее время снизят наивысший кредитный рейтинг США.