В Закарпатье уже 4 года действует система автоматического управления стоками при наводнениях
Головою Комітету В.Сташуком надано інтерв’ю кореспонденту професійного журналу CleanTech для рубрики “Екопрофіль” щодо основних завдань діяльності Держводгоспу, розвитку меліорації земель та покращенням екологічного стану зрошуваних та осушуваних угідь, заходів для збереження водних джерел та інше
В интервью CleanTech председатель Государственного комитета по водному хозяйству Украины Василий Сташук рассказал, что:
– количество украинских угодий, где используются системы капельного орошения, за шесть лет выросло более, чем в 15 раз;
– несмотря на уменьшение объем а водопользования в Украине происходит увеличение выбросов загрязняющих веществ в водный бассейн;
– штрафы, которые прописаны в Административном Кодексе Украины, не покрывают затраты на очистку загрязненных водных ресурсов;
– переговоры по реализации инвестиционных проектов в водном хозяйстве Украины ведутся со многими сторонами, но на практический этап пока вышел лишь один крупный проект;
– Госкомитет инвентаризировал более 200 объектов, где можно реализовать проекты по малой гидроэнергетике.
CleanTech: Каковы основные задачи Государственного комитета по водному хозяйству Украины?
Василий Сташук: Государственный комитет Украины по водному хозяйству ведет управление и учет водных ресурсов и принимает меры по их сохранению и рациональному использованию. Водные ресурсы в Украине представлены 63 тыс. рек, 28 тыс. озер, большим количеством штучных каналов, таких как самый крупный в Европе Северно-Крымский (400 км), Каховский канал и т. д.
Наша страна, несмотря на такое большое количество водных ресурсов, мало обеспечена водой. На одного человека в год приходится 1 тыс. м3 стока. В то ж е время, согласно выводам Экономической комиссии ООН, страна, которая имеет меньше 1,7 тыс. м3 водных ресурсов на душу населения в год, считается малообеспеченной водными ресурсами. К примеру, в Польше обеспечение водой на душу населения составляет 3,5 тыс. м3, в России – 4 тыс. м3, в Канаде -26 тыс. м3. В разное время в Украине были построены штучные каналы и водохранилища, поскольку Украина так географически размещена, что на севере и западе находятся переувлажненные территории, а на востоке и юге страна недостаточно обеспечена водными ресурсами. Если в Закарпатье и в Ивано-Франковске средний показатель обеспечения водой составляет 16 тыс. м3, то в Херсоне и в Крыму – всего 0,4-0,6 тыс. м3. И сходя из этого, нам приходится регулировать водные ресурсы и перебрасывать их в малообеспеченные регионы.
Через территорию Украины мы пропускаем паводковые воды России, Белоруссии и Румынии. Комиссия, которая работает при Государственном комитете водного хозяйства Украины, при участии Министерств и ведомств ежемесячно рассматривает вопрос относительно регулирования и переброса того или иного объема водных ресурсов. В частности, много забот у нас возникло в связи с весенним половодьем в этом году, потом у что запасы воды в снегу в весенний период на территории Белоруссии и Украины увеличились более, чем в два раза. Всю эту воду нужно было пропустить через каскад водохранилищ по Днепру.
CleanTech: В каких международных программах водохозяйственной деятельности принимает участие комитет?
Василий Сташук: Мы заключили договора с Белоруссией, Россией, Румынией, Польшей, Словакией, Венгрией, Молдавией – совсеми странами, которые имеют с нами общие водные ресурсы.
Мы регулярно встречаемся и рассматриваем состояние водных ресурсов, совершаем совместные действия относительно их эксплуатации и управления.
CleanTech: Какие внутренние Программы вы реализовываете?
Василий Сташук: В Закарпатье действует комплексная государственная программа, направленная на защиту от наводнений бассейна реки Тиса. Уже 4 года действует система автоматического управления стоками при наводнениях. Работает 47 автоматических гидрометеорологических станций, которые установлены на всех основных водотоках Закарпатской области. В автоматическом режиме каждые 10 минут информация передается в центр, где обрабатывается и на основе анализа предоставляются командные решения относительно подготовки населения, действий структур, уполномоченных властью по подготовке предупреждения разрушающего действия воды. Такая же система действует на территории Венгрии, у нас есть модемная связь с этой страной.
После наводнения в 2008 г. мы разработали Программу для Прикарпатья, которая распространяется на 6 областей (Львовскую, Ивано-Франковскую, Черновицкую, Винницкую, Тернопольскую, часть Одесской) и запланировали делать автоматическую систему по отслеживанию уровня воды и действий стока при угрозе наводнений в Прикарпатье. Мы уже разработали технико-экономическое обоснование этой системы и в ближайшее время начнется этап проектирования.
CleanTech: В каких еще технологиях для решения проблем водных ресурсов в стране Вы видите необходимость?
Василий Сташук: Те вопросы, которые я обозначил, относятся к проблеме защиты от наводнений. Здесь необходимо сказать о проекте по ремонту дамбы на реке Дунай и укреплению берегов. Работы на этих объектах проводятся, используя современные технологии укрепления берегов и защиты от наводнений.
Государственный комитет по водному хозяйству проводит работы и в других направлениях, например, в направлении эксплуатации хозяйственно-мелиоративного комплекса, в строительстве водоснабжения в сельских населенных пунктах, в мониторинге водных ресурсов и т. д.
У нас есть много своих технологий, также мы используем мировые технологии. Например, институт гидротехники и мелиорации Украинской Академии аграрных наук на протяжении 5 лет работает над внедрением в Украине систем капельного орошения: орошение стадионов, полив садов, виноградников.
Шесть лет назад в системе капельного орошения в Украине было 3,5 тыс. гектаров. За это время произошел стремительный рост использования технологий, и в этом году уже насчитывается 55 тыс. гектаров земель, которые обеспечиваются водой с помощью систем капельного орошения. Ощутимый рост урожая, который получают сельхозпроизводители от внедрения таких систем, обеспечивает рост популярности данных технологий в сельском хозяйстве Украины. Ведь уже спустя год-два все затраты на установку системы окупаются.
CleanTech: Каким бюджетом на этот год располагает Госкомитет считаете ли Вы его достаточным?
Василий Сташук: Мы с 2002 г. разработали 4 государственные целевые программы. 1-я программа относится к экологическому улучшению состояния мелиорованных земель, она касается работы водохозяйственного мелиоративного комплекса всей страны, а это более 3 млн. гектаров осушенных угодий и более 2 млн. гектаров орошения. Вторая программа – комплексная программа защиты от наводнений в бассейне речки Тиса (Закарпатская обл.). Комплексная программа предупреждения вредного действия воды направлена на предупреждение подтоплений, разрушения берегов и т. д. на реках Украины, она действует в 15 областях нашей страны.
В 2008 г. мы разработали комплексную программу защиты от наводнений бассейнов рек Сирет, Прут и Днестр. Кроме того, действует Общегосударственная программа развития водного хозяйства.
Создана законодательная база, мы добились принятия Водного кодекса Украины, и сейчас четыре статьи Административного кодекса направлены на сохранение водных ресурсов.
Эти Законы и государственные программы говорят о том, что отрасль обеспечена законодательно, и сегодня соответственно к этим законодательным актам идет государственное финансирование программ. В среднем государственное финансирование осуществляется на 70-80% от запланированного бюджета.
CleanTech: Василий Андреевич, а зарубежные инвестиции Вы привлекаете под реализуемые проекты?
Василий Сташук: В этом направлении есть соответствующее поручение премьер-министра. В прошлом году мы начали, а в этом году продолжаем реализацию инвестиционного проекта во Львовской области по строительству протипаводковых сооружений. Инвестиционные средства поступают из Великобритании под гарантию Кабинета Министров. В этом году такую Программу мы готовим по Ивано-Франковской, Черновицкой и Одесской областям.
Рассматриваем вопросы с госструктурами РФ относительно инвестирования строительства систем водоснабжения в сельских населенных пунктах. Более 1300 населенных пунктов в Украине сегодня используют привозную воду. Эта программа первоочередного обеспечения сельских населенных пунктов водными ресурсами направлена на то, чтобы эти населенные пункты имели водопроводную воду, а не привозную. Такие системы мы построили в Одесской и Херсонской областях. Построили очистное сооружение в Килийском районе, которое может давать разветвленную систем у водопроводов для всей Бесарабии. Также ведем строительство такого сооружения в Ивановском районе Херсонской области, самом малообеспеченном водой районом области.
CleanTech: Какие факторы сегодня влияют на ухудшение качества воды в Украине?
Василий Сташук: В бассейне Днепра наблюдается ухудшение качества воды из-за сбросов сточных вод. Несмотря на уменьшение объема водопользования, происходит увеличение выбросов загрязняющих веществ в водные объекты бассейна, что, в свою очередь, связано с неудовлетворительным состоянием очистных сооружений и необходимостью их переоборудования и реконструкции.
В 2009 г. в водные объекты бассейна сбросили 4,3 км обратных вод. Из этого количества часть нормативно чистых вод составляет 2,8 км3, нормативно очищенных – 0,7 км3, загрязненных – 0,8 км3. Наибольшими загрязнителями вод является промышленность – 400 млн. м3/год, жилищно-коммунальное хозяйство – 396 млн. м3/год, сельское хозяйство – 3,4 млн. м3/год.
В свою очередь, из объектов промышленного комплекса наибольшими загрязнителям и (35%) являются предприятия черной металлургии, кроме того, 47% загрязнений водного бассейна дают предприятия коммунального хозяйства.
С целью улучшения ситуации в бассейне Днепра необходимо наращивать мощность очистных сооружений канализации, оборудовать водопроводы, внутренние водопроводные системы приборами учета для выявления объемов потерь воды и осуществление мероприятий по их уменьшению.
CleanTech: Какие профилактические меры вы применяете, чтобы сохранять водные источники?
Василий Сташук: На протяжении последних четырех лет мы проводим акцию по возрождению источников, маленьких потоков, проводим ряд работ по очищению и предупреждению их загрязнения. Те штрафы, которые сегодня записаны в административном кодексе, не отвечают затратам, которые население несет от загрязнения этих водных ресурсов. Потому необходимо (и мы это делаем) проводить образовательную работу среди широких слоёв населения (детей, молодежи, местных органов власти) для того, чтобы люди понимали значимость водных ресурсов.
CleanTech: Как обстоит ситуация с развитием мелиорации земли и улучшением экологического состояния орошаемых и осушаемых угодий?
Василий Сташук: Вследствие недостаточного финансирования из государственного бюджета направления эксплуатации водохозяйственного мелиоративного комплекса и практического отсутствия средств из местных бюджетов на содержание внутреннехозяйственной мелиоративной сети в данной сфере появились угрожающие тенденции. В первую очередь, это быстрые темпы старения гидромелиоративных системи объектов, выход из строя основных мелиоративных фондов, значительные объемы недополива орошаемых земель и общее ухудшение технического состояния мелиоративной сети.
На протяжении последних лет не решался вопрос выделения финансирования строительства и реконструкции мелиоративных систем, как это предусмотрено Комплексной программой развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушаемых угодий.
Реализация Программы позволит увеличить эффективность использования мелиорованных земель и сохранить гарантированный источник производства сельскохозяйственной продукции, возродить мелиоративные системы, которые не утратили свой потенциал, улучшить их техническое состояние и увеличить технологический уровень, улучшить экологическое состояние орошаемых и осушаемых угодий и территорий, которые находятся в зоне их влияния.
CleanTech: А где и когда вы найдете финансирование для решения стольких амбициозных задач?
Василий Сташук: Мы рассматриваем всех потенциальных инвесторов для проектов, связанных с защитой от наводнений, возрождением оросительного земледелия, строительством заводов по производству дождевой техники, строительством систем водоочистки, водоподачи.
CleanTech: А откуда приходят инвестиции сейчас?
Василий Сташук: Кроме упоминаемых инвестиций из Великобритании по Львовскому проекту мы рассматриваем предложения из Российской Федерации, также ведем переговоры по предложениям о системах защиты от наводнений и по объектам малой энергетики с нашими коллегами из Венгрии. Провели переговоры с китайскими представителями, которые заинтересованы в работах по строительству систем орошения и систем по защите от наводнений. Также находимся на этапе переговоров по реконструкции Северно-Крымского канала с турецкими компаниями.
CleanTech: Как Вы оцениваете потенциал в Украине малой гидроэнергетики?
Василий Сташук: Я считаю, что это очень перспективное направление работы. Возможности размещения объектов малой гидроэнергетики на речках Украины очевидны. В 50-е гг. прошлого века в каждом районном центре была маленькая гидроэлектростанция, которая работала и производила энергию для местных нужд. Потом ситуация в отрасли стала глобальней, начали строительство больших ГЭС. Но сегодня мы снова возвращаемся к малой гидроэнергетике. Мы провели инвентаризацию и показали более 200 объектов, где можно реализовать проекты по малой гидроэнергетике. Сейчас многие компании заинтересованы в этом направлении деятельности.