В рамках ХII Международного Телекинофорума «Вместе» состоялся круглый стол «Телеэкран: кому мешает публицистика?»
Ведущие – писатель, журналист, Лауреат Государственной премии России Юрий Поляков и журналист «Литературной газеты», писатель Александр Кондрашов.Пройдя через все «измы», острый разговор за круглым столом, неожиданно заставил участников, по меткому выражению Бориса Пастернака, впасть в простоту, как в неслыханную ересь.
А.Кондрашов предложил поговорить на тему нажна ли на современном экране публицистика, есть ли она, «не постыдна ли». Он также отметил, что тема данного круглого стола напрямую связана с презентацией книги Петра Могунова «Мимо острова Буяна» о Великой Отечественной войне.
Писатель Петр Могунов сообщил, что ставил целью поговорить с читателем на чистоту.
«У войны много правд. Поэтому сказать о войне правду сложно, как бы этого не хотелось, но мы должны быть готвыми узнать правду о себе, о нашей истории, о жуткой цене победы, не замалчивать факты, чтобы не повторять прошлых ошибок».
Ю.Поляков отметил, что, действительно, тема Великой Отечественной войны сегодня является на экране самой больной точкой истории и вызывает серьезные споры/ о ем свидетельствуют звонки в студии и многочисленные письма телезрителей.
Участники круглого стола отметили, что телевидение сегодня искажает образы реальности, наследуя тем самым худшие традиции советского ТВ.
Почему пошлость и низкопробный юмор свободно проходит через сито негласной цензуры ведущих каналов, а прекрасные документальные фильмы, снятые на высоком международном уровне, не достигают своего зрителя?
Профессионалы также отмечали, что сегодняшнее ТV продолжает тиражировать образы новейшей истории, сформированные в конце восьмидесятых годов прошлого века и боится заглянуть в настоящий день.
Э.Старосельский рассказал о том, как проблема донесения документального кино и публицистических передач до зрителя решается в Америке.
«В Америке сегодня документальное кино тоже не популярно, но есть кабельное телевидение, есть каналы, которые демонстрируют эту продукцию для небольшого количества интересующихся людей».
Н.Хрусталев привел понравившуюся цитату с Выборского фестиваля: «Сколько нас еще будут терроризировать нашим прошлым?», и поднял тему госзаказа и ангажированности каналов.
И.Петровская обратила внимание, что «неотрефлексвированными на экране остается лишь последнее десятилетие, потому что рефлексирование требует ответа власти на вопросы «кто виноват?» и «что делать?»
Зритель, считает И.Петровская, может быть, и проголосовал бы кнопкой на хорошие публицистические передачи, но эту продукцию ему никто,увы, не предлагает. У зрителя просто нет выбора.
Е.Чавчавадзе обратила внимание, что сегодня все самое интересное происходит на экране после 24 часов, но даже при этом лучшие каналы постепенно «скатываются в шоу» или «уходят в бытовуху».
Остро обсуждалась механизм распределения государственных грантов, а также возможности доведения публицистических материалов и документальных фильмов до зрителя. Должно ли государство давать деньги молодым режиссерам, если продукт, который они производят, никто не видит, и этот продукт прямым ходом попадает на полки Красногорского архива в обход своего зрителя?
Атмосферу спора за круглым столом разрядил Н. Н. Дроздов, рассказавший о своем военном детсве и предложивший более тщательно заниматься с молодежью в ВУЗАХ, знакомя ее не с цифрами, а с отдельными «живыми» фрагментами военной истории.
Он рассказал удивительные и малоизвестные факты о молодых защитниках Москвы, остановивших при помощи учебного оружия и героизма, колонну фашистских танков сразу на двух направлениях. И предложил снимать на подобные темы передачи.
Б.Токарев сообщил, что преговоры, которые его группа ведет с телеканалом «Звезда» по поводу фильма, снятого по историческим материалам по известной песне «Их оставалось только двое из восемнадцати ребят», зашли в тупик. Один из двоих героев в итоге попал в плен. Канал сегодня отказывается брать материал, содержащий подобный исторический факт.
М.Тее рассказала, каким образом в Эстонии решается проблема доведения документального фильма до зрителя. «Нельзя упускать проблему маркетинга. Отснятый материал всегда можно довести до зрителя. Мы, например, в Эстонии закупаем диски, и сами показываем их по школам. Любшь свой фильм – неси его дальше, а вы перестали ходить в школы, в институты… Идите! Размещайте материал на сайтах, в интернете, конце концов…»
В итоге, разговор, совершив круг, вышел на ту больную точку, с которой начался, и которую в самом начале обозначяил Ю. Поляков: тему осмысления уроков Великой Отечественной Войны и различий идеологии фашизма и коммунизма..
Оказалось, что далеко не для всех сидящих в зале, эти идеологии несут в себе принципиальные различия.
Писатель Петр Могунов, считает, что корни у этих понятий идентичны, и что мы просто боимся честно отдать себе в этом отчет.
Точку в споре поставил ведущий Юрий Поляков: «В тот состоянии разброда, который царит сегодня в обществе, и в наших умах в отношении собственной истории, власть, возможно, и права: публицистика – оружие обоюдоострое, и выпускать некоторые вещи в прямой эфир пока не стоит».