Олимпийская чемпионка Нина Гецко-Лобова: «Я люблю всё очень искреннее»

Имя Нина происходит от греческого Нинос – так звали основателя Ассирийского государства, а в ассирийском языке Нина – значит «царица». В родной Грузии её звали бы Нино, там это женское имя очень популярно и имеет свою историю.

Наша сегодняшняя собеседница (раскрывая черты, присущи её имени) воплощает утончённые женские качества – обаяние, женственность, интуицию и любовь, но так же проявляет черты, присущие настоящим мужчинам, – упорство и честолюбие, принципиальность и ответственность, силу характера и волю, ставит высокую планку во всех жизненных ситуациях и достигает её.

Ведь иногда судьба подкидывает нелёгкие испытания и тогда проживать жизнь значительно труднее, чем установить олимпийский рекорд. Но Нина Гецко всегда остаётся победительницей и Чемпионкой, как тогда, на Олимпиаде…
«Для меня важны глаза человека»

– Нина, Вы не любите, когда Вам говорят «вы» и обращаются по имени-отчеству, не любите публичность и интервью…

– Я вообще не люблю акцентировать внимание на себе. Как говорится, люблю занимать мало места. Публичность – это не моё, так же, как и тусовки, я никогда их не любила и не была «тусовочным» человеком. По своей натуре я очень спокойная и даже домашняя. На регалии я совершенно не падкая, в людях вижу в первую очередь человека, а не кресло, должность или деньги. Мне важны глаза и суть человека.

– Всё-таки, спортсмен – немного «отшельник». Ведь, когда твои друзья идут на танцы или гулять, у тебя режим и надо рано ложиться спать…

– Да, я всё это пропустила, но не жалею. Как уже сказала, не люблю шумные компании. У меня всегда был режим, правильное питание, здоровый образ жизни, тренировки и спорт. Я знала, зачем работаю и к чему стремлюсь. И результат был. Думаю, после спорта я не очень-то вписалась в общественную жизнь. Кстати сказать, в этом мы с моим мужем Юрием (Юрий Гецко, основатель интеллектуально-творческого центра «Вижи-3000» – Авт.) очень разные.

Он – человек активный, деятельный и обожает встречи и общение с новыми людьми. Не может оставаться на одном месте и постоянно генерирует новые идеи, инициирует проекты и проводит акции. Я же – наоборот – люблю спокойствие. Я домашняя, люблю дом и уют, это для меня многое значит – это моя территория, как говорят британцы: «Мой дом – моя крепость». Но я также человек деловой, если у меня есть цель, я организовываюсь.

– Может, Вы – абсолютно самодостаточны?

– Скажу так: мне не скучно одной, в одиночестве. Может быть, сказываются годы тренировок, большого спорта и ориентировки на результат. Я устала от этого и сейчас мой любимый вид отдыха – это полежать на диване с книгой, послушать спокойную тихую музыку. Наверное, многие не признались бы в этом, но в моём случае так и есть. Ну и я люблю проводить время с семьёй – сын, невестка и наше солнышко – внучка Юлианочка.

– А ещё какое-нибудь хобби, любимое занятие у Вас есть?

– Раньше я любила вязать, но сейчас нет. Я люблю Интернет – много читаю там и общаюсь с друзьями по скайпу, что доставляет мне огромное удовольствие. Это, наверное, моё любимое занятие на данный момент, ведь друзей у меня много по всему миру, и сейчас мы находим друг друга и много говорим. Вот недавно нашла своего «молочного брата» – это большое родство в Грузии: столько тепла, он и его дети приглашают меня в гости.

Я очень люблю встречаться с давними подругами за чашечкой чая, говорим на разные спокойные житейские темы. В Берегове живёт несколько из них – мои бывшие одноклассницы. А моя самая близкая подруга живёт в Черногории, но в последнее время видимся редко.

«Семья – самое ценное в жизни»

– Невзирая на возможности остаться за рубежом, Вы всё-таки выбрали Берегово.

– Да, возможности остаться за границей были – в Венгрии, в Исландии, в Черногории. Причём, мне предлагали изумительные условия и перспективы. Но уезжать не захотел мой муж. А я, хоть и спортсменка, но по натуре довольно мягкий человек, не настояла на своём. Может, мне надо было проявить характер и принять решение – сделать так, как я считала нужным, причём я тогда знала, что права на все 100%. Но, поскольку я воспитывалась в Грузии и у нас в семье всегда был патриархат, то я привыкла к тому, что мужчина – глава семейства. Нет – значит нет, и мы остались в Закарпатье.

Но, например, в Черногории меня до сих пор помнят и узнают в такси, на улицах, угощают кофе. Это приятно, ведь карьеру-то я закончила 15 лет назад…

– Закарпатье немного похоже на Кавказ, на Вашу родную Грузию – такие же необъятные горы…Грузинский язык не забыли?

– Мне кажется, его невозможно забыть. Просто, когда языком долго не пользуешься, то он откладывается в кладовых памяти. А сейчас с удовольствием замечаю, что, общаясь с друзьями из Грузии, вспоминаю нужные слова и всё понимаю.

– А как же вкусная грузинская кухня?

– Готовить я очень люблю. Но в нашей семье больше в ходу венгерская кухня, а грузинская не очень. Она сильно пряная и острая. Кроме того, много мяса, зелени и овощи – основа грузинской кухни. Хотя для себя я иногда готовлю баклажаны, чахохбили (курица с овощами, зеленью, пряностями и сухим вином – Авт.), мое любимое сациви (курица по-грузински с орехами и аджикой – Авт.).

– И всё-таки, возвращаясь к самореализации, после окончания спортивной карьеры, Вам не было тесно в Берегово?

– Кроме спорта, в молодости меня интересовала только моя семья. Ведь в обществе человека всегда ценят за что-то, он должен собой что-либо представлять. А всё самое ценное уходит на второй пласт, но важнее семьи и благополучия её членов для человека ничего нет.

Спорт, постоянные поездки, турниры и семья – такая раздвоенность – это очень тяжело для женщины. Едешь с командой, думаешь, как там сын, а на поле нужно концентрироваться на игре и результате. Поэтому, если занимаешься спортом, то занимайся, а личную жизнь начинай строить потом. Параллельно – очень трудно. Но мне в этом повезло с мужем, он меня всячески поддерживал и помогал. Мама Юры брала на себя заботу о моих мужчинах, когда я была на соревнованиях, поэтому я была за них спокойна, иначе пришлось бы заканчивать со спортом.

– А как прошёл период «завязывания» со спортом. И вообще есть ли жизнь после него?

– После карьеры наступил переломный момент – было нелегко. Поменялась жизнь. Ведь закончился огромный период в моей жизни, пришлось искать другие занятия, а с этим было туго. Окончание карьеры было в какой-то мере определённым жизненным рубежом. Причём, я достаточно долго играла в гандбол – до 40 лет.

После спорта, если ты живёшь в развитой европейской стране, социальный пакет тебе гарантирует много чего. Ты можешь там жить спокойно – ты поработал и обеспечил себе хорошую жизнь. Тут нужно бороться за всё и постоянно, каждый день, что-то доказывать. Это сильно утомляет. И ещё я заметила, что за границей проще добиваться чего-то, там тебя ценят за то, что ты умеешь что-то делать, а тут как-то по-другому всё. Я не скажу, что обделена вниманием – нет, но работы, например, у меня как таковой нет. А когда ты не занят, очень трудно.

– Как Ваш организм чувствует себя теперь, в 55, что ему дал профессиональный спорт?

– Пока ты ребёнок, спорт однозначно прибавляет здоровья, тогда идут минимальные нагрузки на организм. Тогда можно решить проблему с осанкой, проблему с сердцем, если грамотный тренер, конечно. Но, когда ты попадаешь во взрослую команду, в систему, то там вопросы о здоровье идут далеко на задний план, о них уже не думают – это реальные нагрузки и жестокий спорт на износ. И важно помнить, что из спорта надо уходить грамотно, резко бросать ни в коем случае нельзя. Все мы, профессиональные спортсмены об этом знаем. Я тоже после ухода ещё 5 лет занималась – бегала, тренировалась.

«Закарпатский гандбол имеет все шансы на процветание»

– У человека вообще и у спортсменов в частности, есть потребность постоянно реализовывать свой потенциал, двигаться, работать. Пробовали ли себя в каких-либо других сферах, кроме спортивной?

– С этим не очень сложилось. Если судить строго, после спорта я ничем «большим» или таким же значимым для меня, как спортивная карьера, не занималась. Я закончила заниматься спортом в 40 лет и вот уже 15 лет могу сказать, что предложений про работу на Закарпатье мне не поступало. То есть по своей профессии я не занята, хотя и образование у меня высшее – Университет физической культуры и спорта в Киеве. Хотелось бы быть занятой. В 55 лет человек ещё способен приносить какую-то пользу, но как-то не складывается. Я не вижу себя в чём-либо другом, кроме спорта – я не бизнесвумэн и не экономист. Я спортивный человек, который разбирается в спорте, много о нём знает и может рассказать.

– А сейчас следили за Чемпионатом Европы по футболу-2012?

– Следила. Жалко, что с украинской сборной так поступили.

– И всё-таки – гол был?

– Гол однозначно был. Ума не приложу, почему с украинской командой так поступили в матче с Англией, предвзятость какая-то. Может, они бы и не выиграли, но, если бы засчитали гол, то была бы ничья. Это хорошо, это, грубо говоря, ещё полмиллиона евро в казну украинской сборной. И это всё-таки престижно – одну игру выиграли, а во второй – ничья. И вообще, я считаю, если есть сомнения, хозяевам лучше дать очко, чем не дать.

– Гандбол на Закарпатье сейчас в каком состоянии?

– К сожалению, женский гандбол в целом в Украине очень упал за последнее время, но традиции пока сильные сохраняются. Раньше этот вид спорта был на очень высоком уровне. В Европе этот уровень таким и остался, а украинские позиции упали со смертью Игоря Турчина – это был выдающийся тренер, фанат своего дела, «двигатель». Ситуация вообще изменилась. Скажу коротко: раньше в Высшей лиге (сейчас её называют Супер-лигой) было 12 команд, во Второй лиге, классе А – тоже 12 команд, в классе Б – также несколько команд. А сейчас только в Супер-лиге осталось всего 6 команд – очень мало.

Но, несмотря ни на что, чемпионство Украины нельзя умалять, позитивный результат есть. И именно команда «Карпты Ужгород» в сезоне 2011-2012 впервые за свою историю стала чемпионом Украины. Закарпатская команда тихонечко идет вперед, поднимаясь с пятого на четвертое, потом на третье место, а сейчас они – чемпионы Украины. Девочки – молодцы. Это радует. Надо отметить также, что большой вклад в успех ГК «Карпаты» уже более пяти лет вносит Почётный президент клуба Ледида А.А.

Тренер команды Борис Петровский – ужгородец. Я считаю его одним из лучших гандбольных тренеров в Украине, у него большое будущее. Очень перспективный, интеллигент в гандболе, начитанный, умный. Он проводит в команде огромную работу: берёт девочек из села, учит и воспитывает их, потом попадают в сборную Украины и становятся чемпионами. Ведь приглашать в команду «дорогих» звёзд нет денег, поэтому лучше воспитать своих личных гандбольных знаменитостей.

– Складывается впечатление, что между футболом и другими видами спорта существует большая пропасть. Потому что реальные деньги в Украине вкладывают только в футбол.

– Да, я думаю, что это не просто пропасть, а целое ущелье. И по финансированию, и по регалиям, и по признанию – по всему. Вот теперь тоже между чемпионами Украины по гандболу и чемпионами Украины по футболу пропасть огромная. Не знаю, почему так. Хотя из всех игровых видов спорта на Олимпиаде в Афинах в 2004 году именно гандбол был единственным командным видом спорта от Украины, который пробился и выиграл бронзовые медали. Но если бы это был футбол, реакция была бы совершенно другая. Это больной вопрос. Я знаю сколько надо тренироваться, чтобы достичь результата. В футболе есть Суркисы, Ахметов, в баскетболе – Волковы, в волейболе – не знаю, кто, а в украинском гандболе таких меценатов до сих пор не появилось.

Немного философии

Если бы у Вас была возможность что-то в своей жизни изменить, что бы Вы сделали?

– Родила больше детей! Моя мечта – большой круглый стол и куча людей и все родные!

– А прожить жизнь заново хотелось бы?

– Моя жизнь сложилась очень интересно. Нет! Во-первых, это невозможно логически. Кое-что я бы подкорректировала: это вопрос о том, где жить, где учиться, сколько иметь детей. Но ничего полностью не меняла бы. А в целом… меня, наверное, там (поднимает глаза к потолку – Авт.) кто-то очень любит, потому что с самого начала у меня был один позитив!

Первый тренер – Иосиф Зупко – боролся за то, чтобы я ходила на гандбол: уговаривал маму, следил за успеваемостью в школе, интересовался всем, потому что интуитивно что-то во мне «увидел», наверное, сумел просмотреть будущую чемпионку.

– Что же его так «зацепило», он Вам говорил об этом?

– Как-то в разговоре он сказал, что на фоне всех девочек я чем-то выделялась. А когда он проводил собрание и вся команда сидела на лавочке, он обратился ко мне и я встала. А у нас же воспитание грузинское – уважение к старшим – старший заходит или выходит надо встать, к тебе обращаются – надо встать. Вот по этому одному жесту он меня выделил.

И ещё: когда я только пришла в коллектив, там были подружки и мне не давали мяч в игре в баскетбол. А я стою под кольцом, самая высокая, а мне мяч не дают. Просто подружки новенькую девочку не принимали сразу в игру. Так я после игры одну девочку набила. Когда тренер спросил почему, я сказала, что она мне не давала мяч, а я могла забить и мы бы выиграли.

– С детства что чаще всего вспоминаете?

– Я вспоминаю наш дом и двор, детей, с которыми дружили и вместе играли. Но в детских мечтах всё всегда лучше, выше, больше, как в розовых красках.

В детстве я была очень задиристая и драчливая, мальчиков била. Один раз играли с детьми и залезли в чужом саду на дерево. А потом все слезли, а я не успела, потому что пришел сторож с собакой. Я просидела на макушке пока вся улица не стали меня искать, мама перепугалась. А я молчала: боялась, что накажут и слезть не могла, ведь собака. Мне было тогда лет 6-7.

– Какие качества Вы больше всего цените в людях?

– Как это ни банально, ужасно не люблю предателей.

– А что часто в жизни были предательства?

– Явных 2-3. Но самые опасные – это те, которые неявные. Я уж предпочту иметь дело с явными – придти и прямо сказать, что я, например, изменил мнение. Тогда это нельзя расценивать, как предательство. А вот эти «тихушники», которые действую подпольно. Это называется нож в спину. И в жизни было пару раз, и в команде, ведь, когда в спорте высокие достижения, ставки растут. А в СССР спортсмены получали разные льготы, например, квартиры, премии, признание; тогда ты чувствовал, что делаешь нужное дело.

«Научилась ничего не ждать»

– 20 июля у Вас День рождения. Как будете отмечать?

– Я очень благодарна маме с папой, за то, что я есть, но свой день рождения не люблю. Очень хочу приготовить семейный ужин и собраться вместе с родными. Большие празднования не для меня. Иногда, правда, этого требуют приличия. Люди так устроены, что всегда чего-то ждут, планируют, особенно в день рождения. А ведь это такой же день, как и остальные. Прошел – и всё, ничего не изменилось. Но я научила себя ничего не хотеть и ничего не ждать, потому что так намного меньше разочарований. Я люблю всё очень искреннее.

– Какой-либо запоминающийся подарок на День рождения был?

– Да, был. Золотая медаль на Олимпиаде в Монреале, где мне исполнилось 19 лет. Все меня поздравляли, было очень приятно. Миллион телеграмм получила, по радио передали, было много внимания. Но тогда у нас всё было очень скромно, мы не показывали лишних эмоций.

Досье «НЕДІЛІ»:

Нина Лобова родилась 20 июля 1957 года в Зестафони (возле Кутаиси, Грузия). Закончила Киевский университет физической культуры и спорта. Олимпийская чемпионка на Олимпиаде в Монреале-1976; чемпионка мира Будапешт-1982.

Заслуженный Мастер спорта СССР; кавалер Ордена Княгини Ольги ІІІ степени; общественный деятель.
2010 год – презентация в Ужгороде книги «Гандбольна зірка із Закарпаття» о жизни и достижениях Нины Гецко-Лобовой (автор Василий Габорец). С 1977 года вместе с мужем Юрием Гецко живёт в Берегово. Есть сын Юрий, воспитывают 3-летнюю внучку Юлиану.

Лилия МАТИЦО, газета “НЕДІЛЯ”

zakarpatpost.net