В 2011 году у нас будет много апатии, депрессии и тоски?

Новый политический сезон в Украине сравним разве что с Новым годом: несмотря на традиционные “оливье”, “Советское” шампанское и “Иронию судьбы” по пяти каналам одновременно, все равно в глубине души ожидаешь чего-то действительно нового. Ну, или, по крайне мере, необычного.
Однако директор Института трансформации общества Олег Соскин в новом политическом сезоне не видит для себя ничего нового. Но, несмотря на это, прогнозирует некоторые главные его тенденции. Об этом и многом другом эксперт рассказал в эксклюзивном интервью.

– Олег Игоревич, итак, в Украине стартовал новый политический сезон. Начался он с “осады Трои” и соревнований “кто первым заблокирует трибуну”. Что Вы на все это скажете?

– Знаете, это все уже настолько затасканно, что смело можно называть традиционным. Если хорошенько напрячься и вспомнить, то получится, что такая катавасия у нас где-то с 1998 года: как новый политический сезон, так кто-то собирается под стенами Верховной Рады, а изнутри блокирует трибуну.

Сегодня это изрядно побитые ряды Тимошенко, очень малочисленные из-за того, что большинство так называемой старой гвардии ее предали, а оставшиеся устраивают склоки в генералитете. Одним словом, кто бы ни был — всегда все одно и то же.

Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем довольно интересный процесс, а именно: со сцены исчезают огромные политические силы, стоявшие под флагами князьков, гетманов, вождей — называйте, как хотите. То, что когда-то было БЮТ, теперь фактически не в состоянии структурироваться в идеологическую политическую “Батькивщину”. Практически уничтожена “Наша Украина”, где погиб и сам вождь. Сегодня там вместо Ющенко совершенно суррогатная фигура по имени Вера Ульянченко.

Сегодня путь прямых попыток собрать и вывести на что-то массы абсолютно бесперспективный. Сегодня массы совершенно не хотят быть пушечным мясом. Народ уже никому не верит — ни князькам, ни вождям, и получается, что старая политическая модель сегодня, по сути, себя исчерпала. И это, кстати, и есть главный признак нового политического сезона.

С другой стороны, сегодня мы наблюдаем какой-то совершено невероятный, дикий захлест самомнения и гордыни со стороны Партии регионов. Я бы назвал такое поведение радостной энергией дегенерата. Как будто ребенок, который дорвался до всего, что ему запрещали и теперь ему кажется, что он всемогущ. Это их безудержное ликование на фоне коллапса и фактически дефолта меня приводит прямо-таки в замешательство, я не могу понять, откуда такое радостное состояние. Им думается, что они победители, хотя на самом деле они проигравшие.

– Вот даже как?

– Конечно! Ведь именно на них падет вся тяжесть экономического краха Украины. Вчера уже Пенсионный Фонд признал, что может покрыть пенсии за сентябрь со своих ресурсов только на 48%, недоимка у них сейчас за восемь месяцев с января по август составляет 49 миллиардов гривен, а за последний месяц выросла еще на 4 миллиарда гривен. И это при том, что их сегодня финансирует государство через госбюджет и разные кредиты.

– Слушаю Вас, и представляется поле битвы, где в одной стороне погибшие, в другой проигравшие. А что в итоге?

– Хорошее сравнение, но я бы добавил — одни погибли, а другие выжили. Те, кто сегодня почему-то считает себя победителями, на самом деле просто пока живые. Только и всего. Они не победители, им досталось жуткое политическое, экономическое и социальное наследство, требующее колоссальных изменений и вместо того, чтобы изменять, нынешние “победители” начали делать то же, что делали до них предыдущие.

– Да Бог с ними, с “победителями”, простым людям-то что делать?

– А людям надо начинать думать и отстаивать свои интересы. Они должны консолидироваться каждый на своем локальном уровне, лучше всего по домам. Я говорю о так называемых кондоминиумах — союзах собственников жилья. Это то, что десять лет назад сделали поляки и чехи; то, что сделало посткоммунистические европейские страны цивилизованными государствами, которые пережили кризис и продолжают развиваться.

В свое время эти страны сделали шаги, которые не сделали мы, создав тем самым основу для самоорганизации населения, которая привела к тому, что люди четко осознали свои экономические интересы. Из этой самоорганизации родился мощный класс мелких и средних национальных собственников, потребовавших у высшей иерархии — чиновников и олигархов власть и деньги на местном уровне.

В результате общины получили деньги и власть, и сегодня города и муниципалитеты фактически становятся ключевой структурой развития в посткоммунистических странах. А в Украине, как сказал товарищ Янукович китайцам, “появился один водитель”. Не собственник, а водитель! То есть он считает, что у него есть право вести машину. Может быть только вот беда — машины-то нет.

– Олег Игоревич, и все-таки, Ваши прогнозы?

– Я полагаю, еще какое-то время у нас сохранится некая апатия и где-то даже состояние поиска, но уже после 31 октября все начнется.

– Что — все?

– Во власть на местном уровне придет много неизвестных людей, и тогда начнутся серьезные противоборства и столкновения. Другими словами, котел начнет закипать именно оттуда — с местного уровня.

Это произойдет по моим прогнозам примерно к началу февраля, то есть Рождество мы еще встретим относительно спокойно, несмотря на то, что определенное количество вспышек сможем наблюдать еще в октябре. Однако поскольку тогда народ еще не будет готов к каким-либо массовым выступлениям, до февраля мы как-то дотянем. Но февраль будущего года уже продемонстрирует нам мощные всплески.

Так что все, что сейчас происходит — это только преддверие процесса. Проба сил, уход со сцены многих известных людей, появление новых, еще неизвестных и потому непонятных. Пока это только смятение, ухудшение экономической ситуации, мощная деморализация — испытание слабых. А будет? Будет много апатии, депрессии, тоски…

– Как все черно-то…

– Не совсем. И на этом фоне начнут выделяться какие-то новые крепкие ростки, которые смогут противостоять и противодействовать этому воинствующему слою олигархии, желающему сегодня подчинить себе всю Украину.

– Олег Игоревич, давайте немножко про внешнюю политику поговорим. Как Вы считаете, какие на самом деле эти новые украино-российские взаимоотношения? Действительно ли это потепление или же, как поговаривают, Россия все равно не оставляет мысли прибрать к рукам нашу страну, не мытьем так катаньем? Мол, ради лакомого кусочка даже патриарха не совестятся засылать.

– На самом деле, всем известно, что существует некий проект, главным идеологом которого является московский патриарх Кирилл. Суть его заключается в том, что Кирилл сегодня готов заявить о своем намерении сделать штаб-квартирой Киево-Печерскую Лавру и стать кормчим всех наших православных христиан.

Дальше линия этого проекта идет в направлении создания некой новой славянской страны, в которой Украине отводится одна из составляющих частей. Правда, мне не совсем понятно, отчего некоторые видят эту страну славянской, учитывая, что две трети россиян вовсе и не славяне даже, но это тема отдельного разговора. Тем не менее, такая попытка сейчас предпринимается. При этом некоторые даже считают, что для реализации такого проекта можно пожертвовать Галицией — Западной Украиной.

– Совсем?

– Ну да, выкинуть к чертям, чтобы не болталась под ногами, а то вечно от нее одни проблемы. Ну, вот такой вот это смелый проект. Он мне напоминает “Город солнца” Кампанеллы или роман Чернышевского “Что делать?”. Сплошная утопия. Из таких вот романов родился научный коммунизм, который, как известно, ни к чему хорошему не привел.

– То есть, если я правильно поняла, Вы против новой Киевской Руси?

– Абсолютно против. Для Украины это чревато очень большими потрясениями.

– Какими, например?

– Например, духовно-национальной гражданской войной, которая примет горячую форму. А учитывая, что мы как-никак центр Европы, то мне даже подумать страшно о том, что за этим может последовать. Море крови, горы трупов…Кошмар.

– Не поэтому ли старушка Европа уже сейчас без обиняков заявила Украине, что до членства в ЕС ей еще как минимум тридцать лет. А там, как в старой поговорке, или ишак сдохнет или падишах помрет.

– Да, да! Совершенно верно. Это фактически раскрытие того посыла, который в свое время сделала Меркель, заявившая, что Украина совершенно не готова к членству в ЕС и даже думать об этом не нужно. Более того, сегодня я уже абсолютно точно могу сказать, что на Украине со стороны Европейского Союза поставлена жирная клякса, и наша страна не имеет никаких шансов даже для того, чтобы каким-то образом получить заранее оговоренную программу об Ассоциации. По сути, сейчас Евросоюз пришел к выводу, что ему надо прекратить говорить о любых вариантах какого-то расширения своего мягкого влияния на Украину, сейчас им совершенно не с руки смотреть в сторону Украины.

– Прямо как от чумных шарахнулись.

for-ua.com